15 июня 2021 10:21

Сила инерции

Верхнее строение пути – самая затратная часть инфраструктуры железнодорожного транспорта. Причём постоянное, из года в год, удорожание всех его элементов превратилось в заметную тенденцию.

По мнению ряда экспертов, виной тому инерционная техническая политика производителей, опирающаяся на устаревшие инженерные решения. Например, когда ещё полвека назад отрасль перешла с рельсов лёгких типов на более тяжёлые Р75, считалось, что новшество настолько уменьшает затраты на содержание пути, что дополнительные расходы на металл быстро окупятся. Кроме того, ожидалось, что благодаря утяжелению рельсов удастся продлить срок их службы на участках с особо высокой грузонапряжённостью.

Правда, уже через десяток лет стало понятно, что в своих расчётах металлурги ошиблись. Срок службы рельсов Р75 не превысил прежних показателей, расходы на текущее содержание также отнюдь не уменьшились. К тому же у них отмечается большое число дефектов контактно-усталостного происхождения. Кроме того, при увеличении массы рельсов бесстыковой путь становится менее надёжным из-за увеличения продольных температурных сил. В результате снижается устойчивость колеи.

Но убедить производителей перейти на выпуск облегчённых рельсов теперь очень трудно, ведь металлургическим компаниям выгоднее продавать эту продукцию с как можно большей погонной массой, благо железнодорожники покупают её в тоннажном исчислении, хотя в европейских странах и Японии до сих пор не применяют рельсы массой более 60 кг/м.

Похожая ситуация сложилась и со шпалами. Долгое время бытовало мнение, что такие железобетонные изделия весом 260 кг повышают устойчивость пути. Однако проведённые недавно эксперименты показали, что, наоборот, чем больше масса шпалы, тем быстрее она ползёт вдоль и поперёк оси пути.

Производители предлагают решить проблему, изготавливая шпалы весом 350 кг и более, что им, опять же, выгодно. А запатентованную отраслевыми учёными облегчённую модель делать не торопятся, поскольку её масса в три раза меньше. Но при этом она во время эксплуатации ползёт примерно в два раза медленнее, чем стандартная. Не пользуются популярностью у поставщиков также облегчённые скрепления и другие элементы пути. Однако, чтобы снизить текущие расходы в отрасли и повысить ресурсосбережение, эту силу инерции производителей надо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30