22 июня 2021 04:23

Терминалы сжиженного газа принесли эффект

По итогам 2013 года экспорт сжиженных углеводородных газов из России вырос на 17% – до 4,8 млн тонн по сравнению с 2012 годом. Увеличились и перевозки по железной дороге. При этом производители готовы и далее наращивать объёмы.
Почти 80% сжиженного газа из России идёт на экспорт по железной дороге. Об этом на конференции «Рынок СУГ и СПГ России», организованной MaxConference, заявила руководитель проектов «Морстройтехнологии» Софья Каткова. Основные игроки – «СИБУР», «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «СГ-Транс» – 77% рынка. Главные покупатели российских сжиженных углеводородных газов – страны Европы, поэтому маршруты пролегают из мест добычи и переработки к портам и железнодорожным переходам.

Впрочем, в 2013 году значительно выросла доля Турции в общей структуре экспорта – с 16% в 2012 году до 30%. По данным вице-президента Argus по странам СНГ Вячеслава Мищенко, в Турцию было экспортировано 1,605 млн тонн, а в Польшу – 1,085 млн тонн. Эксперт считает, что Турция – это своеобразный распределительный хаб, откуда российские СУГ идут далее в Европу и страны Средиземноморского бассейна. Кроме того, в данном случае мог сработать инфраструктурный эффект от работы черноморских портов, в том числе запущенного летом прошлого года комплекса ЗАО «Таманьнефтегаз».

В настоящее время Тамань является самым крупным портовым комплексом в России, осуществляющим перевалку нефти с железной дороги на морской транспорт. Мощность терминала в порту Железный Рог по перевалке СУГ, начавшего работать в конце августа 2012 года, – 1 млн тонн. Пока он не вышел на заявленную мощность.

По данным Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», ранее на Таманском полуострове перевалка СУГ осуществлялась только через порт Темрюк. Объёмы поставок по железной дороге в этом направлении за 11 месяцев 2013 года выросли на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в направлении станции Вышестеблиевская в адрес ЗАО «Таманьнефтегаз» за январь – декабрь 2013 года было отгружено 117,8 тыс. тонн СУГ, включая транзит из Казахстана.

По словам замдиректора по маркетингу компании «ОТЭКО» Алексея Богоявленского, в которую входит ЗАО «Таманьнефтегаз», запуск терминал в порту Тамань позволил грузоотправителям Казахстана, Поволжья и Юга России значительно сокращать маршрут – от 500 до 1200 км и экономить на железнодорожных тарифах.
«Даже по сравнению с портами Украины, где действует льготный спецтариф на транспортировку СУГ, у нас грузоотправители экономят от $40 до $70 за тонну», – подсчитал Алексей Богоявленский.

Кроме того, в июне 2013 года ОАО «НОВАТЭК» начало эксплуатацию комплекса по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата мощностью 6 млн тонн в порту Усть-Луга. Двумя месяцами ранее «СИБУР» запустил здесь крупнейший в странах СНГ терминал по перегрузке СУГ мощностью 1,5 млн тонн. Сегодня терминал «СИБУРа» работает на полную мощность. Первоначальный объём составил всего лишь 1,3 тыс. тонн. Однако, по данным заместителя начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Анатолия Кужеля, уже в ноябре погрузка выросла до 105,8 тыс. тонн. Всего за 2013 год было отгружено 341,3 тыс. тонн СУГ. Как сказал и.о. директора по логистике «СИБУРа» Александр Федына, терминал был задуман с целью улучшения логистики компании и получения доступа к альтернативным рынкам сбыта. С этой целью в Усть-Луге был построен изотермический парк хранения СУГ, что позволит принимать практически все типы современных судов, в том числе суда-рефрижераторы.

По мнению Софьи Катковой, при работе в полную мощность новые терминалы способны если не полностью решить имеющиеся проблемы с нехваткой инфраструктуры в портах и собственно отсутствием самих терминалов, то существенно улучшить ситуацию. Главное, что экспортёры смогут выйти за пределы региональных рынков Черноморского бассейна, Прибалтики и Скандинавии.

Галия Шакирова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30