20 сентября 2021 08:07

Французская Серебрякова

Выставку, посвящённую парижскому периоду жизни всемирно известной художницы Зинаиды Серебряковой, представляет Третьяковская галерея.
Здесь более 70 живописных и графических работ, которые никогда в России не выставлялись. Их передала в Третьяковскую галерею младшая дочь художницы Екатерина Серебрякова. Она живёт в Париже, и недавно ей исполнилось 100 лет.

На выставке больше всего портретов. В основном – молодых женщин и детей. У них огромные карие глаза, нежные улыбки, белая кожа. Вот написанные маслом «Булочница с улицы Лепик», «Торговка овощами в Ницце», а вот и самый знаменитый автопортрет – «За туалетом». Третьяковская галерея приобрела его в 1910 году на выставке Союза русских художников.

От всех портретов исходит внутренний свет, потому что и сама Серебрякова была тёплым, оптимистичным человеком, несмотря на то что на её долю выпало много трудностей. Большую часть жизни начиная с 1924 года Зинаида, представительница художественной династии Бенуа-Лансере, участница объединения «Мир искусства», прожила во Франции. Её вынудила эмигрировать Октябрьская революция. В 1919 году умер от тифа её муж Борис, кстати, железнодорожный инженер, и она осталась с четырьмя детьми и больной матерью. Денег не было, родовую усадьбу Нескучное под Харьковом разграбили, и Зинаида переехала в 1920 году в Петроград, а через четыре года в Париж. Чуть позже к ней перебрались и двое младших детей – Александр и Екатерина, а старшие, Евгений и Татьяна, увидели мать только через 40 лет.

Пейзажей и натюрмортов на выставке меньше, чем портретов, но они не менее интересные. Например, порт, написанный в городке Пон-л`Аббе, или жанровые сценки, за которыми Серебрякова наблюдала в 1928 и 1932 годах на улицах и базарах в Марокко. Но всё-таки основным источником заработка во Франции для Серебряковой оставались портреты местных и русских аристократов. Обеспеченные клиенты часто оплачивали поездки Серебряковой в Италию, Англию, Швейцарию. Но масло и холсты стоили дорого, работы надо было выполнять быстро, поэтому художница перешла на пастель, цветные карандаши и акварель. Она вообще никогда не унывала. «Когда денег на натурщиков не было, прабабушка писала, например, собственную дочь Екатерину», – рассказывает правнучка Зинаиды Серебряковой Анастасия Николаева. На одном из портретов Екатерина запечатлена 16-летней девочкой, только-только переехавшей в Париж.

Во Франции Серебрякова сохранила самобытность художественного мышления и языка, оставаясь верной традициям «Мира искусства» и равнодушной к новаторским течениям современного европейского искусства. Она часто возвращалась к сюжетам, увлекавшим её на родине: писала крестьянок, вдохновляясь их образами на полотнах Венецианова.

В соседнем зале вывешены работы детей художницы, Александра и Екатерины, писавших в основном миниатюры и работавших по большей части акварелью. Их картины тоже никогда не выставлялись в России. Интересно, что если Зинаиду приютила Франция, то её потомков – сплошь художников и архитекторов – приветливо встретила родина. Например, внук Зинаиды Иван Николаев придумал дизайн станций московского метро «Достоевская» и «Боровицкая».

Выставка будет работать до 30 марта.

Евгения Заболотских

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28