24 июня 2021 15:45

Вторая альма-матер

Студенты МИИТа смогут проходить подготовку в учебных центрах МЖД

Вчера, 24 февраля, на МЖД состоялся технико-технологический совет по вопросу «Об обеспечении перевозочного процесса квалифицированным персоналом». Обсуждался целый комплекс тем. Одна из них касалась задачи, вытекающей из вступившего в силу 1 сентября 2013 года нового Федерального закона об образовании №273, который предполагает появление в России сетевых форм обучения. Это значит, что студенты и школьники имеют право получать основные знания по специальности, используя ресурсы сразу нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилю. Как в связи с этим изменится подготовка будущих железнодорожников?
Сергей Черногаев, заместитель начальника МЖД по кадрам и социальным вопросам
– Сергей Иванович, в связи с внедрением в России образовательных программ с использованием сетевой формы поступали ли на Московскую железную дорогу предложения о сотрудничестве со стороны руководства МИИТа?
– В данном случае инициатива была двусторонняя, и работа в этом направлении ведётся не первый месяц. Уже достигнута договорённость с руководством вуза о том, что студенты МИИТа будут проходить обучение в трёх подразделениях Московского учебного центра профессиональных квалификаций: в Перово, на Пресне и на Подбельского.
С открытием этих учреждений не только у работников Московской дороги, но и у будущих железнодорожников появилась уникальная возможность, используя учебно-лабораторную базу, оснащённую самым современным оборудованием, получить весь необходимый объём знаний и навыков.

– Центры действительно оснащены по последнему слову техники и уже успели с положительной стороны зарекомендовать себя в обучении действующего персонала. А какую цель руководство дороги ставит, планируя готовить на своей базе студентов? Другими словами, какого результата вы ждёте от внедрения сетевой формы обучения?
– Желаемый результат – это абсолютно адаптированный к работе на железнодорожном транспорте специалист. Не только «чистый теоретик», о чём часто говорят руководители предприятий, получая в качестве работников выпускников вузов, а практически подкованный работник, разбирающийся в сложной современной технике, имеющейся на предприятиях.
Есть и другая положительная сторона этого взаимодействия. Дело в том, что, получив высшее образование, многие выпускники МИИТа приходят работать в ранге инженеров, и в их задачи уже входит осуществление контроля технологического процесса на производстве. Все необходимые навыки этой работы они приобретут, обучаясь в центрах.

– В таком случае, чем подготовка в центрах будет отличаться от традиционной производственной практики?
– Во-первых, это именно обучение. То есть занятия по определённым предметам для студентов перенесём на наши учебные площади. Формированием образовательной программы с использованием ресурсов учебных центров МЖД сегодня как раз и занимается МИИТ. В каждом из трёх подразделений будут созданы филиалы кафедр, которые станут курировать процесс обучения в таких сферах, как локомотивное хозяйство, управление движением, инфраструктурный блок.
Во-вторых, большое преимущество учебных центров состоит в том, что в них сосредоточены наиболее перспективные образцы нового оборудования. Более того, по некоторым направлениям там даже ведётся опережающее обучение.
Взять хотя бы новейший дефектоскоп Авикон-17, который только-только начинает поступать на производство, а мы уже обучили работать с ним группу специалистов Московской дирекции инфраструктуры. Познакомиться с передовыми технологиями на производстве, проходя практику, могут далеко не все студенты. Ведь на предприятиях представлена разная база оборудования. А в центрах такое возможно, поскольку и в Перово, и на Подбельского, и на Пресне обучение проводится на лучших образцах тренажёров. Ещё один немаловажный момент: в центрах не осуществляется технологический процесс, что исключает возможные риски нарушения правил охраны труда со стороны студентов.

– Кто будет обучать миитовцев?
– Мы стремимся к тому, чтобы наша обучающая деятельность была совместной. Но возможности центра в этом плане не безграничны.
Пока есть штатное расписание, составленное с учётом выполнения задач по обучению работников Московского полигона. Не исключено, что оно будет меняться, но этот вопрос нам ещё предстоит решить с руководством МИИТа. Очевидно, что в обучении студентов будут задействованы как специалисты центров, так и преподаватели вуза.

– Хватит ли мощностей центров для подготовки новой категории учащихся, не придётся ли оптимизировать программы по обучению работников магистрали?
– Об этом даже речи не может быть. Повышение квалификации московских железнодорожников будет осуществляться в прежнем режиме.
Подготовку студентов мы планируем вести за счёт эффективного управления аудиториями наших учебных подразделений. Ожидаем от МИИТа контрольных цифр по числу обучающихся, на основании которых будет откорректировано учебное расписание центра. Так что внедрение сетевой формы обучения на подготовке работников полигона не скажется.

– Несмотря на то что количество обучающихся студентов пока неизвестно, уже сейчас можно говорить о внушительных цифрах. Кто из миитовцев станет, так сказать, пионерами овладения знаниями в учебных центрах МЖД?
– В первую очередь мы ориентированы на целевиков МЖД. Далее – в зависимости от результатов будем подключать целевиков ОАО «РЖД».
В планах, конечно, охватить всех студентов. Сетевая форма реализации образовательных программ – работа для нас новая, но нет ничего невозможного.

Беседовала Наталья Щевелева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30