28 сентября 2021 18:44

Эстафета науки

В СГУПСе создали методы усиления конструкции объектов инфраструктуры

В нынешнем году исполняется 290 лет с момента основания Российской академии наук. Эта дата имеет большое значение для отраслевых вузов, сотрудники которых проводят актуальные для железнодорожного транспорта исследования.
Алексей Манаков, ректор Сибирского государственного университета путей сообщения, профессор, д.т.н.
Например, в нашем университете в прошлом году выполнено научных работ на общую сумму 313,1 млн руб., причём 58% из них по договорам с предприятиями ОАО «РЖД», главным образом Западно-Сибирской магистрали.

Так, специалисты лаборатории «Диагностика дорожных одежд и земляного полотна» под руководством профессора Владимира Щербакова осуществили инструментальную проверку параметров пути и земляного полотна в целом ряде дистанций с применением аппаратно-программного комплекса «Профиль».

В лаборатории «Мосты» разработали конструкции усиления эксплуатируемых железобетонных пролётных строений композитными материалами. Интересные предложения по развитию отрасли вносят также сотрудники лабораторий «Экономика транспорта», «Информационные технологии транспорта», «Тоннели и метрополитены», научно-исследовательского центра «Путеец» и научно-инженерного дорожного центра.

По заказу ОАО «РЖД» наши специалисты внедряют в эксплуатацию тренажёрные комплексы для диспетчеров на станциях Челябинск-Главный, Кинель и Санкт-Петербург-сортировочный. Занимаемся развитием инфраструктуры Московской железной дороги на курском направлении. В нашем активе также разработка нормативов затрат труда при участковой системе текущего содержания пути в зависимости от условий эксплуатации.

Кроме того, сотрудники СГУПСа осуществляли технический надзор за строительством искусственных сооружений на олимпийском объекте совмещённая автомобильная и железная дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Конечно, проводим исследования и для Новосибирска. В частности, по заказу городского управления дорожного строительства сейчас разрабатываем для этого мегаполиса комплексную транспортную модель.

Наши учёные участвуют также в международных форумах. К примеру, на первом симпозиуме по проблемам земляного полотна в холодных регионах (TRANSOILCOLD-2013), проходившем в Китае, с докладом «Опасные деформации земляного полотна и методы их расчёта» выступил профессор вуза Александр Исаков. А на международной конференции в Тайване результаты своих исследований представил заведующий кафедрой «Строительная механика» профессор Сергей Герасимов.

Чтобы справиться с таким объёмом работ, нам нужен постоянный приток молодых кадров. Для стимулирования научной деятельности аспирантов по решению учёного совета в 2013 году лучшим из них были выделены дотации в размере 10 тыс. руб. ежемесячно.

Ищем и другие формы стимулирования творческого поиска. В прошлом году провели конкурс научных проектов «Парад идей». По его итогам 39 авторов заявок получили гранты. Также СГУПС выиграл конкурс на субсидию из областного бюджета на создание лаборатории новых материалов и нанотехнологий на кафедре «Химия».

Удалось привлечь внешние финансовые средства и на проведение в вузе мастер-классов в рамках МИФ «ИНТЕРРА». Отмечу, что в университете в последнее время растёт число преподавателей с учёной степенью. Радует, что активизировалась работа студенческого научного общества. Более 400 наших студентов в прошлом году участвовали в 72 олимпиадах, конкурсах, конференциях и выставках различного уровня, получив на них 30 всевозможных наград. Такие показатели подтверждают, что интерес к исследовательской работе у молодёжи не пропал, поэтому в будущее отечественной науки можно смотреть с оптимизмом.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28