17 июня 2021 06:13

Вопрос будущего

При рассмотрении проекта модернизации БАМа и Транссиба эксперты Открытого правительства предложили не строить вторую ветку Дабанского тоннеля на БАМе, а рассмотреть более дешёвые варианты организации движения в этом месте, например пакетного или караванного. Экспертов крайне смущает цена – 37 млрд руб. (14% от всего проекта). Есть мнение, что в результате строительства второго пути здесь образуется избыток пропускной способности, потому что перед тоннелем и после него на сотни километров железная дорога остаётся однопутной. Расчёты показывают, что на организацию альтернативного движения нужно всего около 9 млрд руб. плюс определённые затраты у РЖД на дополнительные подталкивающие локомотивы и сортировку вагонов на ближайших станциях.

При этом эксперты признают, что, во-первых, увеличатся простои поездов и время движения на 4 часа, а во-вторых, к 2020 году дефицит пропускной способности вновь составит 4 поезда в сутки (6 млн тонн в год). Соответственно, если правительство примет решение о дальнейшем наращивании пропускной способности БАМа, всё равно придётся строить вторую ветку.

И РЖД, и Минтранс полагают, что Дабанский тоннель расширять нужно, и просят ещё раз внимательно всё посчитать. Ведь строительство тоннелей на геологически сложных участках, подобных Дабанскому, помимо сокращения времени и расстояния позволяет ещё выравнивать весовые нормы поездов, сокращать затраты компании на перевозку и сортировку. А значит, у неё появляются дополнительные средства на строительство вторых путей, которые ведут непосредственно из тоннеля. Когда в советское время строили БАМ, специально оставляли возможности для вторых путей, хотя это обходилось дороже, но сейчас появилась возможность сэкономить на расширении 10–15%.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30