23 июня 2021 23:51

Бригады пробуют машину на вкус

Обслуживание «украинцев» требует специальной подготовки

Благодаря использованию грузовых тепловозов 2ТЭ116УД украинского производства с американским дизелем удалось организовать безотцепочный пропуск тяжеловесных поездов на полигоне Северной и Октябрьской дорог.
Старенькие 2ТЭ10, тянувшие нефтеналивные поезда на участке Новоярославская (СЖД) – Дно (ОЖД), приходилось менять на стыковой станции Сонково. Длинное плечо им было не осилить: поизносились, да и межремонтный пробег невысок. А вот пришедшие на смену с Луганского завода надёжные и экономичные «удэшки» легко пробегают весь участок с поездами весом 5,5 тыс. тонн.
«Теперь на стыке Сонково уже не нужно будет держать большой парк для подмены «уставших» в пути машин», – говорят локомотивщики обеих магистралей.

Неплохо показали себя новые тепловозы и на участке Иваново – Ярославль Северной магистрали. Профиль пути здесь посложнее, есть довольно крутой и долгий подъём. «Украинский локомотив проходит его без проблем с весом 4,6 тыс. тонн», – доволен Алексей Лушников, главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Иваново, куда продолжают поступать 2ТЭ116УД.
«По мере укомплектования депо Иваново хотим попробовать машину на прочность в более северных широтах – на направлении Коноша – Сосногорск», – говорит начальник сектора эксплуатации локомотивов Северной дирекции тяги Олег Смирнов. Алексей Лушников с ним согласен: «В депо сейчас 31 единица УД. До конца года поступят ещё 40. Это больше, чем нам требуется. С удовольствием поделимся с северными коллегами».

Высвобождаемые 2ТЭ10 будут полностью исключены из деповского парка. Самые «дряхлые» спишут, остальные ещё послужат в северных регионах магистрали, где тяга в дефиците.

Впрочем, здесь, в Иванове, народ новинками тоже не избалован. И эмоций не скрывает. «Ощущение, будто пересели с «Запорожца» на «Мерседес», – признаётся машинист-инструктор по обучению депо Иваново Евгений Слепнёв. И поясняет: «Локомотив более мощный, лёгкий в управлении и надёжный. Хотя есть и кое-какие недоработки. Но бригадам нравится: главное, что он удобный и эстетичный. Сделан для людей. На его освоение нужно потратить месяц, но оно того стоит».

Машинист второго класса Сергей Черемохин утверждает, что на УД работать гораздо спокойнее: запас мощности позволяет без проблем выдерживать перегонное время, критическую скорость при подъёме. «И комфортнее, – добавляет он. – Человеком начинаешь себя чувствовать! В кабине светло, чисто и тихо. Последнее очень важно. Двойная дверь обеспечивает шумоизоляцию. Шум уже не давит на слух и психику. Можно общаться с помощником, не повышая голоса».

Климат-контроль, удобные передвижные кресла, ящик для спецодежды, холодильник, электрообогрев зеркал и лобовых стекол – вот, по выражению Сергея, «приятные мелочи, которые облегчают работу». Но главное – работа всех агрегатов видна на компьютере. Не выходя из кабины, можно узнать об уровне топлива в баках. Такого, замечает он, не было даже на пассажирских ТЭП70.

«Я первым в депо обкатывался на новых машинах, но было не сложно, – вспоминает Сергей Черемохин. – Меня они ни разу не подводили. Хотя у других сбои в электронике случались. Но в депо есть представители завода. Они реагируют на замечания, минимизируют отказы. Так, были случаи, когда тиристорный преобразователь из-за вибрации выходил из строя, тепловоз не ехал. Но сейчас к нам приходят машины, где этот блок установлен на резиновых подушках-виброизоляторах».

«Индикатор бодрствования машиниста сначала был установлен слишком высоко и не попадал в поле зрения, – приводит другой пример Евгений Слепнёв. – По нашей просьбе производитель поставил дублирующий датчик прямо перед глазами машиниста».

Недавние морозы созданный теплолюбивыми украинцами 2ТЭ116УД перенёс успешно. «Но гораздо больше холодов нас беспокоят не всегда грамотные действия локомотивных бригад соседней дороги, из-за которых машины возвращаются в депо в холодном состоянии, – признаётся Евгений. – Для своих машинистов я, например, сделал памятку – как действовать в нестандартных ситуациях на 2ТЭ116УД. И даже снял учебный фильм».

Алексей Лушников добавляет: «Машина-то практически беспроблемная. Единственное – никак не можем найти общий язык с коллегами на ОЖД. Бывает, на дисплее высвечиваются мелкие неисправности, например, недостаток масла. Их можно устранить в течение получаса. Но соседи этого не делают, хотя по их просьбе в январе я отправил на ОЖД пять тонн того же масла». В итоге тепловоз пересылается в депо Иваново, причём расхоложенный и с разряженной аккумуляторной батареей. Часто причина возврата, по словам главного инженера, вообще не указывается. «Обнадёживает, что «Лугансктепловоз» пообещал направить по возможности в каждое депо, куда заходит машина, своего представителя, – продолжает Алексей Лушников. – В оборотном депо Рыбинск такой специалист уже работает. В итоге 70% неисправностей, из-за которых машины пересылались из Рыбинска в Иваново, теперь устраняются на месте». Во всех пунктах оборота новых тепловозов нужно держать и переходной запас блоков, уверен главный инженер ремонтного локомотивного депо Иваново Роман Аржаников, тогда возвратов станет меньше. Впрочем, сегодня ивановские ремонтники обслуживают только приборы безопасности – основной ремонт взяло на себя ООО «ТМХ-Сервис».

«Мы проводим техобслуживание 2ТЭ116УД и уже отремонтировали две машины в объёме ТР-1, – говорит главный технолог сервисного локомотивного депо Иваново Руслан Носков. – Планируем организовать склад запчастей, чтобы всё необходимое было под рукой». По его оценке, американский дизель компании «Дженерал Электрик» работает почти безотказно. Микропроцессорное оборудование иногда капризничает. Но практически любые отказы и рекламации устраняются в условиях депо своими силами либо производителем по гарантии.

«Неплановые заходы наших машин в депо чаще происходят из-за необученности локомотивных бригад и ремонтного персонала, – считает ведущий инженер отдела надёжности и гарантийного обслуживания ПАО «Лугансктепловоз» Григорий Кузовлев, возглавляющий ивановскую группу сервиса. – Все они должны проходить специальную подготовку. Давно прорабатываем этот вопрос с железнодорожниками. Сейчас договоры на обучение находятся на стадии согласования».

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль
Фото автора


Комментарий
Михаил Лапшин, начальник сектора по организации эксплуатационной работы Южного района Октябрьской дирекции тяги:

– Держатель парка 2ТЭ116УД – СЖД, и за снабжение, экипировку и техническое обслуживание отвечает она. Нередко залитого на СЖД северянами масла не хватает, и машина, отработав у нас, требует дозаливки. Это вопрос грамотной экипировки, которая должна производиться в депо Иваново. От нас в Иваново локомотивы в холодном состоянии возвращаются только летом, это разрешено инструкциями. Зимой таких случаев не было. 2ТЭ116УД управляют самые опытные колонны нашей дирекции. У СЖД проблема в подвязке поездов. По технологии 2ТЭ116УД должны подаваться под определённый подвижной состав, следующий без отцепок по плечу Ярославль – Дно, Пыталово или Печоры. Соседи же из-за нехватки парка тяги нередко цепляют локомотивы под поезда более ближнего назначения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30