25 июня 2021 12:05

Железные дороги не попали в перечень объектов, подлежащих защите от снежных лавин

Наверное, нет ни одной транспортной компании в мире, которая функционировала бы в таких разнообразных и сложных климатических условиях, как ОАО «Российские железные дороги».
Андрей Ушаков, начальник отдела гидромете-орологии Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»
Сход снежных лавин – самое опасное для железнодорожного транспорта природное явление. Лавины затрудняют эксплуатационную работу, останавливают поезда и приводят к значительным материальным затратам на восстановление движения и разрушенной инфраструктуры, а в отдельных случаях – и к гибели людей. А ведь 94 км железнодорожного пути – это зоны с высокой вероятностью схода лавин.

На память всегда приходят новогодние праздники 2010 года, тогда на Сахалине железная дорога испытала на себе всю мощь стихии: в результате массового схода лавин движение поездов было остановлено на несколько дней.

Самым эффективным методом борьбы с лавинами является их своевременный управляемый спуск на основе специализированного прогноза состояния снежной толщи. При этом необходимо учитывать множество факторов, влияющих на её устойчивость, и только специалисты высочайшего уровня могут определить, в какой момент сработает спусковой механизм лавины.

В нашей стране организация работ по проведению мероприятий, связанных с защитой населения и объектов экономики от воздействия снежных лавин, возложена на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 года № 443 создана противолавинная служба Росгидромета, которая состоит из семи региональных противолавинных центров, входящих в состав региональных управлений гидрометеорологической службы: Забайкальского, Камчатского, Колымского, Сахалинского, Северо-Кавказского, Среднесибирского, а также в Специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Чёрного и Азовского морей.

В 2011 году Росгидромет утвердил Перечень объектов федерального значения, подлежащих защите от снежных лавин и прогнозированию лавинной опасности на территории Российской Федерации. В него вошли населённые пункты, автомобильные дороги, особоохраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и другие), магистральные трубопроводы для транспортировки жидких и газообразных углеводородов, линии электропередачи, объекты погранвойск ФСБ, Минобороны, МВД, МЧС, а также таможенной и миграционной служб, лечебно-профилактические учреждения, объекты федеральных государственных научных и образовательных учреждений. Но каким-то удивительным образом в нём не оказалось железных дорог. Кроме этого, большая часть лавиноопасных участков российских железных дорог вообще не попала в зону ответственности противолавинной службы Росгидромета.

Вызывает недоумение то, что железнодорожный транспорт остался один на один с таким опасным и коварным врагом, как снежные лавины. А ведь его услугами пользуются граждане нашей страны, для которых подчас поезд является единственным средством сообщения между населёнными пунктами, безальтернативным способом добраться домой или на работу.

По моему глубокому убеждению, настало время внести изменения в документы, регламентирующие противолавинную работу в стране. Лавинами должны заниматься профессионалы высокого уровня, которые, я уверен, есть в Росгидромете.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30