14 июня 2021 05:40

Восточному полигону готовят инвесторов

Одним из условий реализации второго этапа модернизации Восточного полигона, который позволит вывозить растущие объёмы угля из Кузбасса, является безубыточность перевозок для ОАО «РЖД». В Минэкономразвития предлагают расширять пропускные возможности за счёт самих угольщиков.
Согласно заявленным планам угольных компаний, на основе которых в том числе разрабатывалась Генеральная схема развития сети железных дорог до 2020 года, дополнительные перевозки из Кузбасского региона составят 39,3 млн тонн в год, что потребует реализации второго этапа модернизации БАМа и Транссиба с акцентом на западные части этих магистралей. Общая стоимость проекта оценивается в 640 млрд руб. Как говорит начальник департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО «РЖД» Алексей Каменобродский, второй этап потребует государственной поддержки и угольной промышленности, и железнодорожного транспорта.

С одной стороны, необходимо обеспечить повышение действующих железнодорожных тарифов на перевозку угля в целом по стране хотя бы до уровня полной себестоимости (при сохранении текущего положения придётся давать дотации РЖД), а по Восточному полигону стоимость нужно повысить ещё и на инвестиционную составляющую, которая позволит обеспечить возвратность заёмного финансирования.

В Минэкономразвития не согласны с тем, что снова придётся выделять для этого деньги из бюджета. «Мы год вместе с грузоотправителями обсуждали развитие Восточного полигона, выработали совместное решение, а теперь вдруг оказывается, что этого недостаточно, – недоумевает источник в министерстве. – По «Стратегии развития угольной промышленности РФ» у нас в Кузбассе к 2020 году запланировано снижение добычи с нынешних 204 млн тонн до 195 млн. Мировая конъюнктура неустойчива, плечо перевозки очень большое, и государство наверняка будет не готово брать риски строительства избыточной инфраструктуры на себя. Если угольщики уверены в своих планах, то они совместно с РЖД и иностранными импортёрами могут сами расширять провозные мощности за счёт инвестсоставляющей».

В СУЭК от комментариев отказались. Однако в конце января на слушаниях Открытого правительства по общественному обсуждению модернизации Восточного полигона представитель ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Ирина Ольховская предложила рассмотреть уже в рамках первого этапа модернизации возможности увеличения вывоза угля из Кузбасса путём строительства дополнительных стыковых станций. По ее мнению, это позволит снизить риски грузовой базы в восточной части полигона за счёт увеличения перевозок из Кузбасса и Тувы. Таким образом, едва ли кузбасские угольщики задумываются о снижении добычи.

Как полагают в ОАО «РЖД», возможности для повышения тарифов на перевозки угля есть. Прейскурантом 10-01 уголь отнесён к грузам первого тарифного класса с применением понижающего коэффициента 0,75–0,55 в зависимости от расстояния перевозки. В течение десятилетия цены снижались и за счёт других дополнительных решений. В результате если за 10 лет общая индексация на грузы первого класса составила 3,159 раза, то на уголь – 2,472, то есть на 22% ниже плановой индексации тарифов раздела 2 Прейскуранта. Если среднесетевая доходная ставка РЖД составляла в прошлом году 3,91 руб. за 10 ткм, то за уголь – 1,59 руб. В лучшем случае это покрывало себестоимость перевозки лишь по переменным затратам. Правда, как признают в компании, для достижения безубыточности перевозок может потребоваться адресное субсидирование угледобывающих предприятий за счёт бюджета. Но у угольщиков есть и внутренние резервы.
«Если рассматривать стоимость доставки в дальневосточные порты, то рост себестоимости добычи составил 2,72 раза, а рост железнодорожного тарифа при 60% порожнего пробега – всего 2,11 раза, – отмечает Алексей Каменобродский. – То есть собственные издержки растут быстрее, чем тариф. Кроме того, в конце 2013 года и январе 2014-го дополнительный доход угольных предприятий только от изменений курсовой разницы валют составил более 10 млрд руб.». За 10 лет угольные компании заняли прочное положение на мировом экспортном рынке, что даёт им определённую устойчивость.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30