23 июня 2021 23:11

Рискованные решения

Общественный совет при Минтрансе намерен продвигать федеральные железнодорожные проекты

В декабре прошлого года Общественный совет при Министерстве транспорта поменял своего председателя. На место адвоката Анатолия Кучерены, который занимал пост председателя в течение последних 7 лет, был избран член Общественной палаты, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. О том, какие вопросы станут приоритетными для обсуждения Общественного совета в этом году и что нужно сделать, чтобы повысить инвестиционную привлекательность федеральных проектов, он рассказал «Гудку».
Михаил Блинкин, председатель Общественного совета при Минтрансе
– Михаил Яковлевич, собирался ли уже Общественный совет под вашим председательством?
– Пока что нет. Первое собрание мы начнём с того, что подведём итоги прошлогодней деятельности совета и его взаимодействия с Министерством транспорта. Обсудим, видимо, транспортное обслуживание Олимпиады после её завершения. Остановимся на одном из самых важных, на мой взгляд, вопросе – проблемах профессионального образования. Эти вопросы ставят, в частности, ректоры ведущих транспортных вузов страны.
Для меня главная здесь проблема – отсутствие дисциплины, которую традиционно преподают во всех зарубежных университетах, она называется «транспортное планирование». Это комплексная дисциплина, в рамках которой студент-магистр получает достаточную подготовку, чтобы грамотно отвечать на вопросы местного законодательного собрания, местного губернатора или мэра по поводу развития транспортной системы региона и города в целом.
Для этого студенту необходимо знать особенности всех видов транспорта, владеть вопросами регионального развития и урбанистики. Естественно, человек, получивший даже узкопрофильное транспортное образование, потихоньку овладевает куда более широкими компетенциями, но он делает это сам, и ему требуется не один год. Также нам предстоит серьёзно обсудить подготовку кадров традиционных транспортных специальностей, адаптированную к требованиям реального и перспективного рынка труда.

– Как складывались отношения Общественного совета и Минтранса в 2013 году?
– Отношения Общественного совета с руководством Минтранса в 2013 году были, безусловно, конструктивными и доброжелательными. Я не припомню ни одного случая, чтобы вынесенное решение Общественного совета игнорировало руководство Минтранса. Однако существует ряд вещей, которые мне бы хотелось исправить. Во-первых, я обнаружил, что в Общественном совете нет представителей транспортного машиностроения и транспортного строительства. По смыслу действующего положения об общественных советах в них должны быть представлены четыре больших сегмента: бизнесмены, эксперты, профсоюзы и потребители. Поскольку совет работает на общественных началах, то кто-то уходит, появляются новые люди, и на сегодняшний день у нас, к сожалению, нет ни одного представителя воздушного транспорта – ни на уровне экспертов, ни на уровне бизнеса, ни даже на уровне профсоюза. Соответственно, мы также постараемся это исправить.
Также мне хотелось бы исправить ещё одно обстоятельство. Работа в Общественном совете ведётся сугубо на общественных началах, без бюджета. Иногда, однако, приходится сталкиваться с ситуациями, когда нужно заказать дополнительную экспертизу, или пригласить определённого специалиста, или отправить кого-то в командировку, оценить, например, порт, железную дорогу или мост, а у нас нет на это средств. Но я не думаю, что это станет большой проблемой, решим.

– Как в Общественном совете при Минтрансе относятся к идее вернуть РЖД в управление часть парка частных компаний?
– Поскольку Общественный совет эту тему ещё не обсуждал и не голосовал, то в данном случае могу отвечать только за себя. Я, как эксперт, находящийся в курсе этих дискуссий, не вижу никаких идеологических или экономических противопоказаний к тому, чтобы РЖД вернули себе часть парка. Сейчас идёт определённая корректировка железнодорожной реформы. Многие эксперты, например, выступают за то, чтобы сделать некоторый шаг назад с вагонным парком.
Очень интересен также вопрос о либерализации рынка локомотивной техники. Но я бы не советовал делать резких движений. Я боюсь, что бизнес с удовольствием купит и вагоны и локомотивы, вот только железнодорожная инфраструктура останется без достаточных источников развития.

– В плане работы Общественного совета указано, что вы будете обсуждать стимулирование участия частных инвесторов в строительстве, реконструкции и содержании объектов пограничных пунктов пропуска. У вас есть уже какие-то готовые предложения?
– Частные инвестиции приходят и без наших усилий в коротко окупаемые проекты. Например, в последнее время стало очень выгодным покупать вагоны. Если локомотивный парк будет либерализован, то я думаю, что будут быстро покупать и локомотивы. А вот партнёрские долевые инвестиции, вложенные в путь, окупаются долго, и выгодно это лишь большим компаниям, под которые создают специальную инфраструктуру. Например, «Газпрому» нужна была железнодорожная ветка, и он на свои деньги построил ветку Обская – Бованенково. Если же вкладываться в участки, где ты являешься не единственным выгодополучателем, то появляется много проблем. Тарифы регулируются ФСТ, потом достаточно сложно вычислить «свою» составляющую из «общего котла», да и в конце концов это большой риск. Мой любимый проект – это совмещённый мост через Обь между Салехардом и Лабытнанги. О нём я слышу ещё с 1971 года, и каждый год всё не определятся, строить его или нет. Как же в него вкладываться частному инвестору? Может быть, этот мост окупится лет через сорок, вот только инвестор к тому времени уже разорится.

– В одном из интервью вы говорили, что одной из важных тем для Общественного совета будет успешность продвижения больших федеральных проектов типа БАМа и Транссиба: какие практические действия Общественный совет будет предпринимать для продвижения этих проектов?
– Общественный совет в первую очередь занимается изучением и формированием мнения общества по поводу тех или иных федеральных проектов. Именно для этой цели в совете есть представители бизнеса, потребителей, экспертного сообщества. Чрезвычайно важно, чтобы крупные проекты в сфере железнодорожного транспорта воспринимались обществом как надёжные ускорители развития национальной экономики в целом.

Беседовала Светлана Кускова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30