28 сентября 2021 19:55

Эффект от Северного хода вчетверо превысит инвестиции в его строительство

В Правительство и Государственную думу России будет подготовлено обращение, связанное со скорейшей реализацией проекта строительства Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Коротчаево).
Об этом заявил вчера в Тюмени президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на заседании Научно-технического совета компании по вопросу транспортного обеспечения севера Уральского федерального округа.

Как сообщил полномочный представитель Президента России в УрФО Игорь Холманских, в общем грузообороте округа железнодорожный транспорт занимает значительную долю – 43%. А запланированное строительство Северного широтного хода, по его словам, создаст условия для полноценного освоения арктической зоны России. В частности, речь идёт и о соединении богатейшего Бованенского нефтегазоконденсатного месторождения с морским портом Сабетта на полуострове Ямал.

Однако, как подчеркнул Владимир Якунин, несмотря на то что этот проект был включён в Федеральную целевую программу развития транспортной системы России до 2015 года, выделение средств на его реализацию ещё не началось. И здесь сказалась прежде всего задержка в финансировании строительства моста через Обь в районе Салехарда, а это отправная точка Северного широтного хода.

По словам президента компании, массовые грузопотоки, которые будут освоены здесь в направлении на порты Северо-Запада, потребуют комплексного развития всей сети. «По прогнозу, к 2020 году предприятия УрФО будут предъявлять к перевозке грузов в 1,6 раза больше, чем сейчас. А потому для вывоза таких объёмов особенно необходимо сдвинуть с мёртвой точки проблемы развития Северного широтного хода, где, как ожидается, к 2020 году будет вывозиться порядка 21 млн тонн в год», – подчеркнул Владимир Якунин. В связи с этим он выступил с инициативой обращения в Правительство и Госдуму России по этому вопросу.

Заинтересованность в строительстве новой магистрали подтверждена и грузоотправителями. Подписано пять соглашений о сотрудничестве по организации перевозок в объёме 17,5 млн тонн.

Как отметил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, уже подготовлено и подписано президентом компании новое соглашение по реализации проекта строительства Северного широтного хода. Согласно ему стоимость проекта составит более 190 млрд руб. Он подчеркнул, что развитие железнодорожной инфраструктуры имеет высокий и многоплановый эффект. «Мультипликатор инвестиций в такой транспорт, характеризующий увеличение валовой добавленной стоимости, равен 3,8. То есть эффект для экономики почти в четыре раза превысит вложенные в проект инвестиции. При этом грузоотправители смогут реализовывать свою продукцию по конкурентоспособным ценам и с высоким качеством транспортного обслуживания», – сказал Александр Мишарин.

Владимир Якунин также затронул вопрос обеспечения нынешних и предстоящих объёмов локомотивной тягой. Он привёл данные, что в 2004–2013 годы только на Свердловскую дорогу был поставлен 451 локомотив, причём 274 из них – это машины нового поколения.

Вице-президент ОАО «РЖД» Алексей Воротилкин сообщил, что до 2020 года в регион планируется поставить 300 электровозов 2ЭС10, 610 электровозов 2ЭС6, а также 164 тепловоза 2ТС116У (последние именно для Северного широтного хода). По его словам, существующие объёмы перевозок в УрФО полностью обеспечены тяговыми ресурсами. Так, на 1 января эксплуатируемый парк здесь составлял 1900 электровозов при необходимом количестве 1672 единицы и 1200 тепловозов при нужных 1060. При этом уже сейчас в запасе на Свердловской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской дорогах есть 650 локомотивов, которые могут быть в любой момент востребованы.

Важным направлением работы в УрФО стало тяжеловесное движение. В феврале завершена опытная поездка тяжеловесов со станции Алтайская до Лужской. Как отметил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, сегодня в графике движения возможно заложить минимум шесть «ниток» для поездов массой 9 тыс. тонн, что увеличит пропускную способность в нечётном гружёном направлении на 5% и снизит себестоимость перевозок на 2%.

В округе будет также продолжено внедрение инновационных технологий при реконструкции сортировочных станций, прежде всего на направлениях Тюмень, Сургут, Новый Уренгой, а также на станции Войновка.

Вчера между правительствами регионов и ОАО «РЖД», а также между полпредом в УрФО и ОАО «РЖД» также подписаны соглашения, одним из важнейших пунктов которых стало сотрудничество в области транспортного машиностроения, металлургии. Это будет способствовать формированию в УрФО инновационного производственного кластера, специализирующегося на продукции для нужд железной дороги.

Олег Сергеенко
Тюмень

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28