26 октября 2020 12:23

Грузовладельцы говорят о новой политике операторов

Одним из основных драйверов роста обобщённого Индекса качества в минувшем году стала оценка клиентами сложившегося на рынке уровня цен.
Фарид Хусаинов, зам. председателя НП ОЖдПС, к. э. н., доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ МИИТа
Прозвучавшие в рамках исследования мнения на этот счёт подтверждаются фактическими данными. Инфраструктурная составляющая в прошлом году была проиндексирована на 7%. При этом «вагонная-операторская» снизилась с 1,5 тыс. руб. за вагон в сутки в середине 2012-го до 750 руб. к марту 2013-го и практически весь год колебалась на относительно стабильном уровне при условии оставления за скобками отмеченного в апреле роста ставок на перевозку строительных грузов.

Можно говорить, что обозначенный процесс стал возможен вследствие сочетания нескольких факторов – усиления конкуренции между операторами на фоне снижения грузовой базы и при избытке подвижного состава. Таким образом, можно предположить, что если сократится профицит вагонов и ослабеет конкуренция, то непосредственным результатом этого станет ощутимый рост тарифной нагрузки на грузоотправителей.

Здесь также важно отметить, что профицит вагонов позитивно влияет не только на ценовые, но и на сервисные параметры работы. Подтверждением этого служат прозвучавшие в рамках исследования заявления, свидетельствующие о том, что операторы стали внимательнее относиться к нуждам клиента. Так, один из участников декабрьского опроса прямо сказал: «Отношение сейчас очень лояльное. Они (операторы. – Ред.) действуют по схеме «поступимся своими принципами ради того, чтобы парк работал». А потому справедливым представляется вывод о том, что снижение ставок и вообще изменение политики операторов играют сейчас весьма существенную роль в позитивном восприятии услуг железнодорожного транспорта. И в минувшем году именно это стало одним из факторов роста обобщённого Индекса качества.

Между тем, говоря о проблемах, нужно отметить обозначенный грузовладельцами блок вопросов, связанных с усилением конкурентной борьбы между автомобильным и железнодорожным транспортом. Опросы показывают, что нередки случаи, когда клиенты отказываются от использования железной дороги не только для снижения издержек, то есть из-за дешевизны автоперевозок, но также в поиске большей предсказуемости и гибкости процесса транспортировки.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31