14 июня 2021 01:58

«Чтобы дело шло»

Владимир Попов всегда готов придумать, как облегчить работу

Бригадир заготовительного участка моторвагонного локомотивного депо Отрожка Владимир Попов за несколько минут придумал устройство для пополнения смазкой буксовых узлов рельсовых автобусов, не требующее выкатки колёсных пар. Два штуцера позволяют в одиночку быстро закачать смазку без подъёма автобуса.
За 20 лет работы Владимир Попов внедрил немало рацпредложений
Конструкция рельсовых автобусов РА1 и РА2 такова, что из-за маленького зазора между рамой тележки и корпусом буксы пополнять смазкой буксовые узлы колёсных пар без их выкатки практически невозможно.

С этой проблемой ремонтники столкнулись, когда возникла необходимость добавить смазку в буксовый узел, не поднимая рельсовый автобус. Дело в том, что долгие годы в депо обслуживали электропоезда, благодаря конструкционным особенностям которых нет нужды в дополнительных операциях при пополнении смазкой буксовых узлов. А у рельсовых автобусов с этим проблема.
«Наконечник опрессовочной машины нельзя было соединить со штатной тавотницей – не позволяла конструкция рамы, да и сама тавотница на работу с опрессовочной машиной не рассчитана, её форма позволяла работать только пресс-маслёнкой, – объясняет Владимир Попов. – А попробуй-ка вручную закачай смазку во все буксы… Даже не знаю, сколько времени потребуется. Сейчас мы всё делаем машиной, а она быстро работает, можно и за секунды управиться».

Встав перед проблемой, бригадир придумал её решение, не сходя с места. Если рама мешает добраться до тавотницы, то надо вынести из-под рамы точку доступа. Для этого потребовались два штуцера: один вворачивается на место штатной тавотницы, второй завинчивается в первый, к нему подключается опрессовочная машина, и можно начинать пополнять буксу смазкой.
«Замерили, нарисовали, сходили к токарю, тот минут за 20 всё сделал. В общем-то потребовались всего две небольшие металлические детали. Часа не прошло, уже добавляли смазку в буксовый узел», – вспоминает рационализатор.

За 20 лет работы он выдал немало внедрённых рацпредложений, но их количество даже примерно припомнить не смог. «Наверное, я слишком ленив: мне проще придумать, как облегчить работу, чем следовать заведённому порядку, – полушутя говорит Попов. – Есть затруднение, я придумываю, как сделать так, чтобы его не было, просто для удобства работы. О признании и материальном поощрении вообще никогда не думал. Стало проще работать – и хорошо. Порой очень много времени проходит, пока официально объявишь о своей придумке. То некогда, то забудешь».

И такой он в депо не один. Многие работники выдвигают идеи, которые успешно и широко внедряются. И забывчивость с заявлением о внедрённых на своём рабочем месте рационализаторских идеях, оказывается, общая черта.
«Мне порой приходится хорошо наседать на ребят, чтобы они оформляли свои рацпредложения на получение премии. Для них главное, чтобы дело шло», – говорит инженер пункта технического обслуживания моторвагонного локомотивного депо Отрожка Геннадий Киселёв.

Журнал принятых и внедрённых в депо рацпредложений, который у него хранится, был начат в 2010 году и заполнен изрядно. Даже начальник депо отмечен в журнале с принятыми и внедрёнными идеями.

На счету Владимира Попова 24 рацпредложения за четыре года. Годовой эффект от идеи с пополнением смазки составляет без малого 27 тыс. руб. Согласно официальному распоряжению руководства депо Владимир Попов получил вознаграждение – 12% от этой суммы, а также премию от дорпрофжела на ЮВЖД.

Ещё один рационализатор, работающий в моторвагонном локомотивном депо Отрожка и тоже отмеченный руководством предприятия и дорпрофжелом, – бригадир Сергей Мещеряков. Он придумал простое, но эффективное приспособление для устранения провисания автосцепки.

Делать это приходится при плановых видах ремонта моторвагонного подвижного состава, когда замеры высоты автосцепки показывают неудовлетворительные параметры. По старинке секцию с провисшей автосцепкой отгоняли локомотивом к мостовому крану, приподнимали на нужную высоту, и сварщик брался за устранение неисправности.
«Мещеряков доработал автомобильный домкрат, чтобы он подходил для подъёма автосцепки, – рассказывает Геннадий Киселёв. – Благодаря этому простому решению ни локомотив с локомотивной бригадой, ни мостовой кран с крановщиком теперь для устранения провисания автосцепки не требуются. Ремонт можно проводить практически в любой удобной точке: домкрат-то весит всего несколько килограммов, и донести его куда нужно не проблема. Остаётся только поднять автосцепку – точно так же, как поднимают автомобиль, – и сварщик делает своё дело».

Таким образом, маневровый локомотив и мостовой кран со своим персоналом освобождаются от операций с автосцепкой для выполнения других задач. С учётом отсутствия манёвров, а это означает сбережённые топливо и время, примерные подсчёты позволяют предположить годовую экономию свыше 100 тыс. руб.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30