14 июня 2021 14:46

Поможет наука

В последние годы на сети железных дорог существенно вырос объём перевозок сжиженных углеводородных газов (пропана, бутана и др.), поскольку на мировом рынке увеличился спрос на эту продукцию. Но, учитывая, что данные грузы относятся согласно классификации ООН к высокому второму классу опасности, их доставку надо организовывать с максимальной осторожностью. К сожалению, пока этого не всегда удаётся добиться, о чём свидетельствуют и недавние события.

Разумеется, существует детально разработанная нормативная база по таким перевозкам. Но вместе с тем проблема заключается в том, что железнодорожники не всегда имеют техническую возможность своевременно обнаружить дефектный подвижной состав. Например, для предотвращения возгорания цистерн со сжиженным газом требуется исключить возможность длительной его утечки из вагона.

Причиной такого ЧП могут стать ослабление или неисправность вентиля, превышение давления газа в цистерне выше допустимого уровня и т.д. А поскольку вся запорно-предохранительная арматура закрыта стальным защитным колпаком, то струю газа в ходе осмотра вагонов заметить очень трудно. Лишь самые опытные специалисты способны услышать подозрительное шипение из-под защитного колпака вагонов.

По мнению ряда экспертов, на станциях в пунктах коммерческого осмотра подвижного состава целесообразно было бы установить стационарные сигнализаторы для обнаружения горючих газов в атмосфере. В свою очередь, переносные газоанализаторы помогут специалистам территориальных служб МЧС и железнодорожникам при проведении аварийно-спасательных работ. Выбрать лучшие из уже созданных приборов или разработать новые могли бы отраслевые учёные совместно с коллегами из НИИ нефтегазовой промышленности.

Не менее важно обучить сотрудников специальных формирований правильно действовать в экстренных ситуациях. Но для этого также требуется соответствующая специальная техника. Так, практически все пожарные поезда уже оборудованы насосами для освобождения аварийных цистерн от нефти и нефтепродуктов. А вот компрессоров для освобождения дефектных вагонов от сжиженных углеводородов они не имеют. Подобные приборы ещё только разрабатываются. То есть без подключения учёных и здесь не обойтись. И чем быстрее с их помощью железнодорожники внедрят новую технику, тем безопаснее станет на отечественных магистралях.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30