21 июня 2021 00:39

Право на эвакуацию

ОАО «РЖД» предлагает разрешить принудительное перемещение порожних вагонов

РЖД предлагают внести изменение в проект Устава железнодорожного транспорта, чтобы получить возможность выводить за счёт владельца порожний подвижной состав с крупных станций. Как полагают в компании, это принесёт пользу всем участникам процесса перевозки.
Сейчас ОАО «РЖД» вынуждено самостоятельно выводить вагоны с портовых и крупных металлургических станций, несмотря на то, что на них нет заявок. В противном случае работа станций была бы парализована. Соответствующее предложение о перемещении невостребованного подвижного состава на станции платного отстоя или к местами приписки на пути необщего пользования содержится в письме президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, направленном в адрес правительства. Сейчас это изменение в Устав железных дорог будет рассматриваться при работе с поправками в Государственной думе.
«Это вынужденная мера, которая аналогична принудительной эвакуации неправильно припаркованного автомобиля, – говорит заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев. – Из-за того, что порожние вагоны занимают место, к фронтам погрузки и выгрузки не могут подъехать другие вагоны. Стоимость перемещения вагона будет такая же, как это определено в Прейскуранте 10-01». При этом РЖД не могут начать перемещение не принадлежащего им вагона без оформления перевозочных документов. А их оформление означает, что подвижной состав принят к перевозке и с этого момента на него распространяются сроки доставки. И при задержке железнодорожникам можно будет предъявить штраф даже за порожняк. Если поправки будут приняты, то при перемещении вагона на станцию отстоя он не будет считаться принятым к перевозке, пока к нему не придёт заявка.

К примеру, станция Лужская в сутки принимает до тысячи вагонов, и любой небольшой сбой с невывозом пары десятков порожних вагонов грозит тем, что на подходе к ней начинают скапливаться поезда. Угольные компании в адрес Мурманского порта часто направляют больше гружёного состава, чем тот способен переработать, чтобы освободить свои погрузочные мощности. Чтобы крупные станции работали без сбоев, нам необходимо разрешить эвакуацию, говорят в РЖД. Ритмичность в работе в интересах и грузоотправителей, и операторов, и портовиков.

Сейчас речь идёт о принудительной транспортировке за счёт владельца на расстояние не более тысячи километров. И это касается наиболее загруженных станций, которых на сети не так много. Что касается припортовых станций, то эвакуация будет осуществляться фактически в том же направлении, в котором вагон пойдёт, получив заявку.

Существуют большие экономические, налоговые и логистические риски, связанные с реализацией ОАО «РЖД» права на перемещение не принадлежащих ему вагонов, – полагает исполнительный директор СРО «НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Дмитрий Королёв. – В связи с этим партнёрство считает целесообразным определять условия взаимодействия операторов с ОАО «РЖД» по вопросу перемещения вагонов на основе индивидуальных договоров. А уже по результатам мониторинга исполнения сторонами условий этих договоров можно будет оценить целесообразность внесения изменений в отраслевое законодательство по такому вопросу».

Кроме того, отстой собственного подвижного состава на путях общего пользования является предоставлением услуг по использованию инфраструктуры, имеет характер публичного договора и должен осуществляться по утверждённым государством правилам отстоя и регулируемым ценам.

По плану мероприятий второе чтение поправок к закону «О железнодорожном транспорте» и к уставу должно состояться в марте.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30