19 июня 2021 06:47

Между высшим и средним

Со следующего года вузы начнут готовить специалистов по программам прикладного бакалавриата. Предполагается, что практическая направленность среднего специального образования будет сочетаться с теоретической углублённостью высшего. Представить эти программы учебным заведениям предстоит уже этим летом.

Цель прикладного бакалавриата – поднять статус неуниверситетского образования, приравняв к высшему специальности техникумов и колледжей, и не в последнюю очередь – снизить издержки работодателей по доучиванию выпускников. Не секрет, что сегодня теоретически подкованный молодой специалист порой имеет весьма слабое представление, как применить знания на практике. По мнению экспертов, виновата в этом прежде всего оторванность вузовского образования от производства. С другой стороны, у специалистов со средним профобразованием из-за нехватки теоретической подготовки возникают затруднения при освоении новых технологий.

В своё время принятое Минтрансом решение об объединении техникумов и колледжей с отраслевыми вузами позволило сохранить среднее транспортное образование как таковое. Более 100 тыс. студентов обучаются сегодня в 106 филиалах и подразделениях ССУЗов, которые вошли в 18 отраслевых интегрированных университетских комплексов.

Способность реализовать программы прикладного бакалавриата в подобных образовательных комплексах, относящихся к железнодорожному транспорту, выше ещё и потому, что существует тесная связь с основным заказчиком кадров – ОАО «РЖД»: учащиеся регулярно пробуют свои силы непосредственно на производстве и получают рабочие специальности ещё во время учёбы. Впрочем, практики всё равно не хватает, и работодатель так или иначе вынужден брать на себя не свойственную ему функцию наставника.

Однако на пути внедрения образовательных инноваций есть ряд «но». Согласно стратегии развития образования внедрение прикладного бакалавриата должно сопровождаться сокращением контрольных цифр приёма по программам среднего профессионального образования. И здесь нужно семь раз отмерить. Ведь велика вероятность, что новая система подготовки заработает не сразу. Даже в тех вузах, где прикладной бакалавриат внедрялся в пилотном режиме с 2010 года, ещё не готовы представить показатели его эффективности. Между тем профессиональные рабочие кадры нужны компании постоянно. И здесь цена ошибки при реализации реформы очень высока.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30