21 июня 2021 06:47

Всё не просто

С этого года ОАО «РЖД» работает в условиях заморозки тарифов, которая обошлась компании более чем в 65 млрд руб. При этом за счёт железнодорожников преференции получили другие отрасли. Так, нефтяники сэкономят почти 17 млрд руб., угольщики – 8 млрд руб., металлурги – более 5 млрд руб. Между тем, например, угольщики в прошлом году, несмотря на некоторое снижение экспортных цен, только от положительной курсовой валютной разницы получили 10,1 млрд руб. дополнительного дохода. Так что жаловаться на тяжёлое экономическое положение шахтёрам вряд ли стоит.

Когда правительство вводило заморозку тарифов, оно, с одной стороны, надеялось, что естественные монополии всё-таки не уменьшат свои инвестиционные программы. Даже обещало помочь, чтобы поставщики материалов и топлива для РЖД не повышали отпускные цены. С другой – были ожидания, что принятые меры обернутся ростом в промышленности и выиграют все.

По отношению к РЖД надежды сбылись: инвестпрограмма сохранена, несмотря на то что контрагенты не горят желанием замораживать или снижать свои цены. А вот роста объёмов производства (и соответственно, погрузки) по результатам января – февраля пока не видно. Что, впрочем, неудивительно: если цены не снижаются, то как это может стимулировать спрос? При этом для железнодорожников особенно плохо то, что в феврале стали набирать силу негативные тенденции, при которых из-за ухудшения структуры перевозок падает их доходность. А общий баланс внутренних и внешнеторговых перевозок говорит о том, что с внутренним рынком ничего позитивного пока не произошло. Многие эксперты ещё на стадии обсуждения грядущей неиндексации железнодорожных тарифов предсказывали, что рассчитывать на положительный эффект от этой меры очень и очень рискованно. Ведь если грузовладелец предполагает, что это лишь временная практика, то как он может её учитывать в своих хотя бы среднесрочных планах? Тут, скорее, можно говорить о некоей неопределённости у промышленника на фоне принятой ранее регуляторами линии долгосрочного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте. А если опыт перманентного сокращения доходов ОАО «РЖД» от перевозок будет продолжен, то грузовладельцу опять же сложно предвидеть, как это отразится на способности железнодорожников к приёму дополнительных объёмов грузов. Непростая ситуация.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30