22 января 2022 00:04

Надо знать – ты не один

Михаил Ножкин убеждён, что духовное развитие человека заметно отстаёт от технического прогресса

Известный киноактёр Михаил Ножкин, полюбившийся когда-то зрителям за роли в фильмах «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Хождение по мукам», и сегодня творчески активен. Выступает с концертами, пишет книги. И по-прежнему сочиняет стихи.
Беседу с «Гудком» он решил начать с курьёзной истории...
– Я вот стал думать перед нашей встречей, какое я имею отношение к железной дороге помимо того, что являюсь её давним и активным пассажиром. И вот что вспомнил. В середине 60-х вместе с Давидом Тухмановым мы написали песню «Опять от меня сбежала последняя электричка». Её тогда запела вся страна. И вот через какое-то время в Радиокомитет пришло сердитое письмо из МПС, что, мол, за безобразие, зачем вы популяризируете такие песни. Её автор Ножкин пишет, что он ходит по шпалам, да ещё и ночью, а это нарушение правил безопасности. Поэтому такие песни надо не пускать.

– Ну, вы не обиделись за это на железнодорожников?
– Нет, что вы. Я вообще железные дороги люблю. Я уж столько налетался и наплавался по всему свету, но когда хочу спокойно куда-то ехать, то я выбираю поезд. Как моя жена говорила: ну вот, сейчас ляжем в поезд. То есть уйдут все заботы. Никуда не надо бежать, что-то предпринимать. Это тот редкий случай, когда ты предоставлен сам себе.
Железные дороги – это что-то связующее в нашей жизни. С нашими огромными территориями нам без них никуда, это дороги в будущее. Самый надёжный транспорт, который надо развивать дальше.
Мне вот очень понравилась мысль в последнем докладе Путина о том, что вся стратегия развития нашей страны на ближайшие десятилетия будет повёрнута на восток – Сибирь, Дальний Восток. Это нерастраченные кладовые и необъятные возможности. Это будет настоящее возрождение России. И без строительства новых железных дорог здесь никак не обойтись.

– О том, что надо развивать Дальний Восток, заговорили после наводнения. Получилось, как в той присказке, что не было бы счастья, да несчастье помогло.
– Да, к сожалению, у нас часто так происходит. Хорошо, что вспомнили. Когда случилось наводнение, меня попросили на Первом канале обратиться к зрителям с призывом о помощи Дальнему Востоку. И я тогда сказал, что это нам всем божий знак, дружеский подзатыльник: сколько можно оставлять этот регион без поддержки. Ведь сколько говорили, что надо его развивать, даже какие-то планы на 30 и на 40 лет озвучивали, но воз был и ныне там. А тут хочешь не хочешь, а надо. И сразу нашлись – и деньги на восстановление жилья, и рабочая сила.
Да, трагический повод, но зато он подтолкнул и ускорил возрождение Дальнего Востока. И ещё раз показал наших людей в деле. Уж как нашу армию заклевали критикой, а как военные себя проявили, помогая пострадавшим! Мы увидели, что армия жива и дееспособна. А как отработало МЧС! А как самоотверженно трудились добровольцы! Забудьте вы это слово «волонтёры», это на Западе они так называются, а у нас – добровольцы. То есть по доброй воле люди помогают. Волонтёр в атаку со штыком или гранатой на танк не пойдёт, а добровольцы ходили. И наши ребята во время наводнения 12 часов стояли по пояс в воде и держали брезент, чтобы не размыло дамбу. Вот так вот взялись мужики за руки, повернулись к волне спиной и телом закрыли дамбу и людей. Это же подвиг в мирное время. Таким людям надо памятник ставить.

– А говорят, что у нас сегодня нет героев и что вообще нынче не героическое время и не нуждаемся, мол, мы в человеческих подвигах.
– Как это не героическое? Антигероическое, что ли? Потому что герои отрицательные нам навязываются. Человек формируется по образу и подобию. Если у нас хорошие родители, друзья, соседи, то и мы волей-неволей с детства стараемся на них походить. Это в природе человека – подражать, брать с кого-то пример. Человек нуждается в кумирах, героях. Другое дело, каких героев ему предлагают.
Я же в своё время открывал телепередачу «Голубой огонёк», которую смотрела вся страна. Главная наша задача была вывести на телеэкран достойных, интересных людей. Как в гости к себе домой мы приглашаем каких-то дорогих для нас людей. Когда в «Голубом огоньке» появлялся какой-то прославившийся шахтёр, то все шахтёры говорили, что вот о нас помнят, нас уважают. Приглашали педагога, доярку. И все педагоги и доярки говорили: смотрите, наш труд помнят. Тут же рядом сидел вернувшийся из полёта космонавт. Или ветеран. Или инженер-конструктор. И между ними появлялись артисты. Магомаев или ансамбль Моисеева. Это был срез жизни. Вот чем являлся «Голубой огонёк». И главные в нём были не артисты, не развлекаловка. Все были на равных – представители всех профессий, в том числе и актёры.
А сегодня в любой передаче одна и та же попса уже лет двадцать, и одну и ту же ахинею несут. Вот какие нам сегодня предлагаются герои. Я эстраду люблю, не одно десятилетие на ней проработал и до сих пор выступаю с концертами, поэтому знаю, о чём говорю. У человека должен быть выбор, а не что-то одно навязанное, да ещё такого низкого качества.

– А что в нашей нынешней жизни вас особенно задевает?
– Отсутствие культуры. Культура вообще основа безопасности человечества. Но культура – это не кто сколько языков знает или сколько у кого дипломов. Культура – это человек разумный, у которого есть совесть. Культурный человек понимает, зачем он живёт на свете, что он не сам по себе, а что он часть общества, часть семьи. До него были десятки поколений, которые трудились, поднимали детей, защищали страну. И в конце концов вот он появился на свет. И не сам по себе существует. Как сегодняшние молодые ходят с важным видом, рассуждают только о своих правах, а про обязанности – ни слова. Спрашиваешь: а ты сам-то что сделал? Ничего. А как ты можешь что-то требовать от кого бы то ни было? Ведь у нас никто не говорит об обязанности человека быть человеком.

– А как можно измерить степень культуры, чем?
– Главное мерило культуры – совесть. Когда человек понимает, что это можно, а вот это уже будет в ущерб другому. Он понимает, что он – связь времён, необходимое звено.
Перед теми, кто до тебя был, ты в долгу. Он в долгу перед прошлым и перед будущим. До него десятки поколений сражались за его будущее, он родился, теперь должен эту жизнь сохранить, не испортить, а может, и приумножить. Поэтому он и перед будущим в долгу. Человек ответственный. Он сначала обязан, а потом имеет права. И главная его обязанность – быть человеком, с детства. Не мочиться мимо горшка, уважать старших, не плевать на пол, не материться.
А сегодня духовное развитие человека резко отстаёт от технического прогресса, который людей буквально обступил со всех сторон в виде всевозможных гаджетов и других немыслимых технических чудес. Мы видим, как за последние десятилетия вперёд «рванули» технологии, а культура осталась где-то позади. И разрыв этот колоссальный.

– Вы являетесь заместителем председателя Союза писателей России. Вам, как говорится, и карты в руки по возрождению культуры.
– Мы этим и занимаемся. У нас 84 отделения по всей стране. А это восемь с лишним тысяч писателей. Ни копейки от государства не получаем. Двадцать с лишним лет чудом выживаем. Союз ведёт большую литературную работу и занимается активной общественной деятельностью. Проводятся выездные сессии и семинары, чудом издаются книги, журналы. Регулярно проходит Всемирный русский народный собор. Его организаторы – Русская православная церковь и Союз писателей России. Девять лет наш союз проводит уникальный литературный конкурс, в котором участвуют десятки тысяч школьников с первого по одиннадцатый класс. Даются на выбор темы. К примеру: «Выбери себе любимого героя». Или – «Твоя семья». Это и проза, и стихи. Лучшие работы присылаются в Москву, и сами ребята приезжают. Какой у детей, оказывается, замечательный русский язык. Многим нашим депутатам и телеведущим у них стоит поучиться.
И о чём же эти дети рассказывают? Одиннадцатилетний мальчик с Камчатки написал на тему «Выбери себе героя», что вот, мол, вам, старшим, хорошо, вы воспитывались на героях, которые служили стране. А нам кого предлагают в качестве героев в кино и по телевизору – бандитов, взяточников. А что теперь! Так вот я выбрал для себя героя из 30-х годов двадцатого века – Пашу Ангелину. Представляете! Да кто сейчас из молодых вообще слышал такое имя?! А этот парнишка вот отыскал её. Мы ахнули, когда прочли. Другой же паренёк из далёкого маленького посёлка, затерянного где-то в Сибири, выбрал себе героя – патриарха Гермогена, которого четыреста лет не вспоминали, потому что он жёстко боролся с самозванцами в Смутное время и жизнь отдал за целостность России. Вот такие у нас дети. Ради них стоит жить и трудиться.

– То есть это не потерянное поколение, как у нас любят сегодня повторять?
– Нет, конечно. Просто сегодня ребёнок с детства видит в основном отрицательные примеры отношения к жизни. Слышит пустопорожние разговоры о том, кто и сколько украл, кто кого обманул. В семье – склоки, разлады. И ребёнок, находясь в этом поле, формируется личностью с негативным внутренним зарядом. А ведь в каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Развивается то, что востребовано обществом, государством. Пока большую часть СМИ захватили те, кто демонстрирует тягу к самому низменному в человеке.
Ситуацию может изменить только появление в СМИ, на экранах людей, достойных подражания, положительных образов, героев, с которых можно себя лепить. На экране пора увидеть именно порядочных людей. Абсолютное большинство наших соотечественников – добрые и хорошие, просто они закрылись, ибо их добро, открытость, желание быть лучше не востребованы. А постучись к ним в сердце, и они откроются великолепной душой.

Беседовала
Елена Алексеева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31