24 июня 2021 15:57

Свой институт Гэллапа

В решении социальных и производственных вопросов руководство МЖД активно использует социологические исследования

Социологические исследования сегодня являются серьёзным инструментом в решении проблемных ситуаций как на дороге, так и в компании. О том, чем интересна сегодня гуманитарная наука стальной магистрали, какую роль играют опросы, изучение мнения работников дороги, идёт речь в этом интервью.
Оксана Демчук, начальник центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики МЖД
– Оксана Станиславовна, вы возглавляете центр, деятельность которого постоянно на виду благодаря активному молодёжному движению. Ваши сотрудники также занимаются оценкой корпоративных компетенций персонала. Как оказалось, они проводят ещё и социологические исследования...
– Я бы сказала, что сегодня это три основных направления деятельности дорожного центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики (ДЦОМП).
Не скрою, на заре становления центра перед нами в большей степени ставилась задача освоить инструменты оценки персонала, активизировать молодёжную политику, а социологические исследования были скорее на периферии нашей деятельности. В последние два года ситуация изменилась: для решения кадровых, социальных, производственных задач руководство компании и дороги активно прибегает к социологии.

– То есть вам, как, скажем, институту изучения общественного мнения, задают тему для работы, и вы начинаете её изучать…
– Именно так. Можно сказать, что мы работаем в двух векторах. Проводим сетевые исследования, когда в качестве заказчика выступает руководство ОАО «РЖД» в лице президента компании Владимира Якунина, первого вице-президента Вадима Морозова и вице-президента Дмитрия Шаханова, а также локальные исследования – по заданию начальника МЖД Владимира Молдавера.
Безусловно, основная часть исследований планируется заранее, утверждается заместителем начальника МЖД по кадрам и социальным вопросам Сергеем Черногаевым, согласуется с Центром внутренней политики и развития корпоративной культуры ОАО «РЖД». Но есть темы, которые невозможно запланировать, – они возникают непосредственно в процессе работы и требуют оперативного изучения и реагирования.

– Например, какие?
– В прошлом году по поручению начальника МЖД Владимира Молдавера мы провели три таких исследования.
Это «Эффективность работы технологии «без смены в пути», применяемой для организации ускоренного следования поезда №1/2 сообщением Москва – Киев – Москва», «Номенклатурное обеспечение инструментом, его качество, своевременность поставок, организация выдачи и списания на полигоне деятельности железной дороги», «Изучение причин, влияющих на эффективность дежурных диспетчерских аппаратов железнодорожных станций Бекасово-Сортировочное, Орехово-Зуево, Рыбное в настоящее время и в период максимальных объёмов перевозок».

– Помогает ли ваша работа в решении описанных проблем?
– Она даёт возможность руководству дороги, если мы говорим о локальных исследованиях, взглянуть на проблему сразу с нескольких углов зрения.
Сотрудники центра комплексно и досконально изучают соответствующий материал, проводя контент-анализ, выбирают оптимальный инструментарий для решения задачи, будь то анкетирование, экспертное интервью, фокус-группы и т.д. После чего тщательно анализируют полученные данные, чтобы представить качественный отчёт руководству. Говоря о социальных исследованиях, нужно понимать, что их проводят специально обученные сотрудники, владеющие особыми знаниями и умеющие грамотно выстраивать взаимодействие с людьми, причастными к изучаемому вопросу. На выходе получается отчёт о проделанной работе, где указываются возможные причины возникновения проблемы и предложения по её устранению.

– Получается, что вы постоянно взаимодействуете с рядовыми железнодорожниками. Насколько они открыты для беседы?
– Равнодушных нет, что само по себе очень ценно.
Работникам также важно, что их мнение значимо для руководителей, и они могут внести свой вклад в решение проблемы. Люди высказывают свою позицию, мы её, естественно, учитываем, обобщаем, сопоставляем с мнением экспертов. Проводим настоящее социологическое исследование. Безусловно, следуя профессиональной этике, имена и фамилии респондентов, а также аудиозаписи по завершении работы удаляются.

– Определена ли программа деятельности на 2014 год?
– Да, но в этом году подход в проведении локальных исследований изменился.
Если раньше каждый ДЦОМП самостоятельно определял темы и исследовал их в рамках своего полигона, то с этого года сразу несколько дорог будут изучать одну и ту же проблему. Внедряется так называемый принцип кустового метода, когда за конкретную работу отвечает одна из магистралей. Например, изучение уровня удовлетворённости работников полигона услугами Дирекции социальной сферы будет проходить на Октябрьской, Забайкальской, Северо-Кавказской и Московской железных дорогах под эгидой нашего центра. Есть и другие темы, касающиеся кадровой политики компании, работы узловых и оперативных рабочих групп...

– Как вы оцениваете работу центра по данному направлению за 2013 год?
– Мы были участниками восьми сетевых проектов, восемь серьёзных локальных исследований как производственной, так и социальной направленности провели самостоятельно.
Проделанная работа позволяет говорить о центре как о значимой структуре, помогающей первым лицам ОАО «РЖД», дороги принимать более эффективные управленческие решения. Сотрудники центра, в свою очередь, чувствуют, что приносят пользу компании, чем очень гордятся. Это и есть важнейшая мотивация для работы каждого из нас.

Беседовала Наталья Щевелева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30