12 июня 2021 20:49

Подвиг по плану

Если взялся за работу, выполняй её хорошо, считает Сергей Анохин

Работу путейца зимой по праву можно назвать трудовым подвигом. Не столько за количество ежедневно выполняемых задач, сколько за отношение к делу, за то уважение к слову «надо», с которым они подчас без отдыха в дождь, мороз и пургу трудятся на путях, чтобы поезда шли без риска.
Когда я пришла на встречу с Сергеем Анохиным, он, дорожный мастер 4-го линейного участка Балашовской дистанции пути, составлял график работы... на выходные.
– Если внеплановую работу планировать заранее, то она не доставит проблем, – говорит Сергей и похлопывает свои бумаги большой ладонью. – Мы к этому листочку опытным путём пришли. Раньше, как метель начнётся, обзванивал всех, неожиданно человека в выходной или среди ночи приходилось вызывать, всем неудобно, и драгоценное время тратится. А теперь у нас есть список, и каждый знает, когда его время дежурить. Если в это время снег за окном, значит тебе идти на пути.

Я сразу понимаю, насколько верно определение «крепкий хозяин», которое дали Сергею в дистанции. К вверенному хозяйству, а оно немалое – станция Аркадак, 41 км развёрнутой длины путей, 28 из которых главный ход, 43 стрелочных перевода, – он относится очень ответственно, более того, с душой.
– Ну а как же, – удивляется он, – если мы тут полжизни проводим? Нельзя иначе. Сейчас у нас сложилась настоящая команда, каждый понимает, что не для галочки на работу ходит.

Такой коллектив в большой степени его заслуга. Когда Сергей пришёл сюда из ремонтной колонны мастером в 1998 году, обнаружил на удивление прохладные отношения среди рабочих. Даже руки путейцы не подавали друг другу при встрече, что уж говорить о командном духе. Стал тщательно подбирать новичков, затеял ремонт в помещениях для отдыха. Дистанция выделила материалы, и рабочие оставались после смены, обустраивали свою «артельную». Коллектив, в котором с текучкой кадров пришлось бороться не один год, на глазах становился дружнее. И работа стала спориться. Задание по балльности пути теперь выполняется стабильно.

Их работа, пожалуй, как никакая другая на дороге, сочетает жёсткое планирование и оперативность. С этой особенностью Сергей быстро научился считаться. Путь в конце 90-х был «на дереве», довольно изношенный, на нём сказалась большая маневровая и погрузочная работа прежних лет. Он наметил стратегию – там, где на путях нужен ремонт, менять понемногу деревянные шпалы на бетонные. И такую «разрядку» сделали уже на всех подъездных путях. А для главного хода добились всё-таки капитального ремонта, заменили звеньевой путь на бесстыковой.

Вспоминает такой случай. Шли они с осмотром пути, и его коллега Алексей Струков обнаружил: не хватает подрельсовой подкладки! Одной, второй, третьей – в общей сложности недосчитались 18 штук. А по этому пути вот-вот должен был пройти маневровый с цистернами спирта для спиртзавода. Движение перекрыли и немедленно взялись за ремонт.
– Сложность там ещё в том была, – вспоминает Сергей, – что это произошло на пути между двумя стрелками, тесновато было для работы, много копать пришлось. Но бетонные шпалы привезли, уложили одну через две деревянные. Алексей тогда за обнаружение неисправности получил награду сетевую и премию.

Об отличившемся товарище он рассказывает с гордостью.

С Алексеем они давно стали лучшими друзьями. А познакомились 21 год назад здесь же – они в один день пришли устраиваться на работу. Из шести претендентов их двоих взяли. Сработались, завязалась дружба.

Сам герой рассказа Алексей слушает его хотя и без смущения, но поглядывает искоса: мол, чего тут особенного, это наша работа. А для меня вот в этом и есть главная «особенность» – получается, что работа у путейцев такая, что, просто выполняя её добросовестно, ты предотвращаешь беду. За безопасность движения поездов они несут повседневную ответственность, и её надо ощущать и осознавать постоянно.
– Ты лучше о себе расскажи, – подсказывает Сергею друг. Выясняется, что и у него есть награда «За безопасность движения».

К ночным звонкам Сергей уже привык. Но в ту осеннюю ночь 2005 года, когда неожиданно зазвонил телефон, он по первому слову начальника дистанции, по голосу понял – ситуация чрезвычайная. Оказалось, на перегоне в лесу воры сняли пружинные противоугоны с рельсов. И путь «угнало» под пассажирским поездом. Машинист вовремя остановился, дальше двигаться поезд не мог: рельсы разорвало, образовался зазор почти в полметра.
– Это был участок соседнего околотка, но мы были ближе к месту ЧП, – говорит Сергей и, кажется, немного лукавит. Дело не только в том, что ближе. Но и в том, что нужны были люди, которые наверняка справятся со сложной ситуацией, поэтому и вызвали лучших.

А дальше всё как в фильмах-приключениях – действовали быстро, ловко, с полуслова понимая напарника.
– Заскочили сюда, на околоток, схватили ключ, болты, несколько вкладышей и молоток, – рассказывает дорожный мастер. – Неслись туда на машине заместителя начальника дистанции пути Сергея Николаевича Борисова, он и сейчас работает. На очередной яме машину повредили, но, помню, тогда на это даже не обратили внимания – только быстрее бы до цели добраться.

Им сильно повезло: один из привезённых вкладышей подошёл идеально и по длине, и по вертикальному износу, буквально до миллиметров. Поэтому установили его быстро, через десять минут поезд тихонько тронулся и прошёл опасный участок. Запомнилось ощущение, с которым смотрели вслед уходящему составу, – усталость и облегчение, доходящее до небывалого душевного подъёма. Справились! И они, путейцы, и машинист. Пассажиры даже не узнали о причине кратковременной стоянки, кто-то, наверное, и не проснулся.

Но у путейцев ещё была работа – теперь предстояло заменить повреждённый путь. За тележкой и рельсами бежали почти два километра втроём. Обратно тоже бегом, сменяя друг друга. Двое катят тележку с 25-метровым стальным грузом, третий бежит – «отдыхает». Через несколько часов нечётный путь главного хода снова заработал в штатном режиме.

После этого рассказа их бригада представляется мне каким-то спецподразделением быстрого реагирования.
– Быстрого реагирования – это точно, – улыбаются они на такое громкое именование. – Тогда всё хорошо закончилось, но, конечно, лучше бы таких случаев вовсе не было.

Вот что удивляет: о чём думают воры, которые крадут детали с пути? Ведь это не простая кража или хулиганство, это – покушение на жизнь людей! Они, мне кажется, об этом даже не задумываются. К сожалению, чаще всего такие преступления совершают молодые ребята.

Вопросы воспитания молодёжи Сергею не чужды. У него самого трое детей: две уже взрослые дочери и 15-летний сын. Они с женой старались воспитать детей так, как учили их самих родители, – не причинять никому вреда, выполнять обещания, не делить людей по национальностям и расам…

– А для путейцев у вас есть какие-то «заветы», чему учите новичков?
– Есть, – кивает мастер, – они, вообще-то, подойдут не только путейцам. Главное – если взялся выполнять работу, делай её так хорошо и внимательно, как только можешь. Ну и, конечно, надо уметь работать с людьми, стараться им помочь. Потому что возможности хорошего коллектива больше, чем просто сумма сил его работников. Законы математики тут не действуют.

– А знаете, что он сейчас чаще всего говорит ребятам? – вступает в разговор бригадир Алексей Струков. – Не забывайте о желобах на крестовинах!
– Это да! – подхватывает Сергей.

Очистка стрелок зимой самый насущный вопрос. В желобах утрамбовывается снег, леденеет, а это прямой путь к сходу, колесо с такой стрелки выкатывается. Вот и не устаёт напоминать мастер, чтобы их очищали тщательнее.

А переживают они в связи с новой системой набора людей на снегоборьбу. Теперь к такой работе могут привлекать совершенно посторонних людей – разово, когда они нужны.
– Ну во-первых, посудите сами: кто пойдёт на подобную временную работу? – говорит Анохин. – Сегодня снег есть, потом две недели, может, не будет. А во-вторых, даже чистить снег на путях надо уметь. Это не дорожки в парке. Те же стрелки, вот сейчас о них говорили, – это целая наука. Мы-то знаем, где ломом лучше поддеть, где лопатой, где продувкой. Нужно хорошо в этом деле поднатореть. В снегопад ведь нужно чистить не всё подряд, а прокладывать маршрут по заданию дежурного по станции. Для этого надо хорошо ориентироваться. Знать, где находится та стрелка, которую сказали очистить. За пять – семь минут до поезда она должна быть готова. Не раньше – иначе занесёт снова. И не позже – по технике безопасности. И кстати, в-третьих, этих людей со стороны мы же должны ограждать сигналистами. Ведь на станции нельзя без этого. Выходит, что на одного такого «помощника» нужны двое наших работников.

Рассказывая об этом, Сергей выставляет у двери в ряд лопату, лом, метлу. Чтобы быстрее взять их, если ночью потребуется идти на расчистку. Впрочем, погода сегодня совсем не предвещает осадков.
– Это хорошо, но надо быть ко всему готовым, – невозмутимо говорит Сергей.

Вот в этом, пожалуй, и есть главное в характере дорожного мастера. Предусмотреть, продумать все свои шаги заранее, чтобы в момент, когда надо действовать, не было промедлений. Чтобы люди всегда были готовы к новым трудовым подвигам.

Наталья Цыплева,
спец. корр. «Гудка»
Аркадак – Балашов
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30