21 июня 2021 06:39

Региону и перевозчику необходимо взаимодействие

Приводя количество пригородных маршрутов в соответствие со средствами, выделенными региональными властями на перевозки, в январе пришлось отменить 144 поезда, тогда как с 2012 по 2013 год сокращено 310.
Это и стало темой беседы за «круглым столом» представителей ОАО «РЖД», депутатов Госдумы, руководителей регионов, экспертов.

Как пояснил первый заместитель губернатора Новгородской области Алексей Афанасьев, после утверждения ФСТ новой методики расчёта затрат представляемые пригородной компанией суммы выпадающих доходов выросли в десятки раз. «Для областного бюджета эти суммы неподъёмны», – заявил он.

Есть претензии и к обоснованности расчётов. В результате в области пошли по пути сокращения маршрутов и частичной замены электричек автобусами. Сейчас вместо 31 пары поездов на 15 маршрутах осталось 7 пар на 11 маршрутах.

По аналогичному пути пошли и в Липецкой области. Хотя здесь и заключили договор с ОАО «ППК «Черноземье», компенсируя все заявленные затраты. Но лишь на первый квартал. По словам начальника управления дорог и транспорта Липецкой области Валерия Елфимова, сократили малонаселённые маршруты, где поезд перевозил от трёх до семи человек. Но постарались сохранить востребованные пассажирами маршруты.

Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер пояснил, что сокращение маршрутов не даст пропорционального сокращения расходов. Удельная себестоимость оставшихся поездов возрастёт. Ведь депо остаётся, хоть и обслуживает меньшее количество электричек.

Все расходы ОАО «РЖД» абсолютно прозрачны. Да, себестоимость пригородных перевозок высока. Если бы не федеральные дотации на пользование инфраструктурой, даже прибыльная Центральная ППК при перевозке более 600 млн пассажиров в год была бы в убытке. Не согласился он и с заявлениями о том, что снизить затраты ППК помогла бы замена подвижного состава – дорогих поездов на тепловозной тяге на рельсовые автобусы. «О каком обновлении подвижного состава может идти речь, если операционные затраты не компенсируются?» – спросил Максим Шнейдер и не получил ответа.

По его словам, необходимо, чтобы в регионах объективно рассмотрели затраты ППК, сформировали экономически обоснованный тариф для населения. А разницу в полном объёме заявили в Минфин. Но из 73 регионов только в 20 этот вопрос решён, остальные этого не делают.

Как заявил первый заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы Михаил Брячак, сокращение маршрутов – это вопрос социальный. Ведь с уверенностью можно предположить, что населённые пункты вдоль отменённого маршрута прекратят существование. «Это будет одним из основных факторов вымирания населения. Этого допустить нельзя», – подчеркнул Михаил Брячак. Он сообщил, что будет добиваться внесения в бюджет этого года поправок о финансировании пригородных перевозок.

По словам руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, в Европе пригороду выделяется долгосрочное финансирование. В Германии – от семи лет до 21 года. И перевозчики понимают, в каком объёме будут возмещаться их затраты и какой подвижной состав им покупать. Хотя там тоже финансирование идёт через регионы.

Положительный пример выстраивания отношений с пригородной компанией привёл заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Валерий Ерёмин. По его словам, в 2011 году в области работали четыре ППК, которые выставляли громадные убытки. И там пытались заменить электрички автобусами. Но не было автодорог. В итоге губернатор принял политическое решение – компенсировать убытки ППК в полном объёме и сохранить маршрутную сеть. Затем заключили долгосрочный контракт с одной Центральной ППК, которая поглотила остальные три. Поставили условие – ввести кондукторов, чтобы исключить безбилетный проезд. В результате пассажиропоток в 2012 году вырос по сравнению с 2011-м на 36%. При тарифе в 20 руб. за десятикилометровую зону повысились доходность и населённость электричек. В 2013 году от 140 млн руб. экономически обоснованных затрат осталось 62 млн, стали заменять подвижной состав на более экономичный. На трёх малодеятельных маршрутах вагоны на локомотивной тяге заменили рельсовыми автобусами. «На 2014 год пассажиропоток повысился ещё на 18%, и уже выходим на тариф в 17 руб. за десятикилометровую зону и затраты в 30 млн руб.», – рассказал Валерий Ерёмин.

А кроме того, ЦППК за свой счёт купила три скоростные электрички повышенной комфортности и запустила их между Рязанью и Москвой. В следующем году, по словам Валерия Ерёмина, область планирует выйти на безубыточность по пригородному сообщению.

По словам Максима Шнейдера, здесь сыграло роль полное взаимодействие пригородного перевозчика с регионом. Это и есть результат, к которому надо стремиться.

Михаил Кованцев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30