23 июня 2021 20:21

В дар потомкам

Дорогой читатель!

В этом году страна отмечает 40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Отсчёт времени ведётся с того момента, когда эта стройка была объявлена Всесоюзной, хотя изыскания для строительства трассы велись ещё до войны. В 1974 году набатом прогремело: «Даёшь БАМ!» И в тайгу отправились отряды молодых добровольцев. На стройку передислоцировались с других дорог подразделения транспортных строителей Минтрансстроя, создавались и новые организации. А восточный плацдарм «оседлали» Железнодорожные войска. Поехали в Сибирь, на Дальний Восток и шефские строительные организации из всех республик Советского Союза. Они оставили свой яркий след – 45 городов, посёлков, и их вокзалы несут на себе печать национального колорита, в них вложены тепло и щедрость души тех, кто их строил. Нию возводили грузины, Алонку – молдаване, Чару – казахи, Ургал – украинцы, Северобайкальск – ленинградцы, Тынду – москвичи... Так что магистраль стала ещё и символом настоящей, непоказной дружбы народов, о которой сегодня остаётся только с грустью вспоминать. Сотни свадеб сыграли на БАМе – родились многонациональные семьи. Тогда даже шутка такая была: если белорус женился на якутке, какой национальности у них сын? Бамовец!

За 10 лет, с 1974 по 1984 год, была проделана гигантская, прежде немыслимая по своим масштабам работа – перелопачено более 500 миллионов кубометров грунта, возведено более двух тысяч мостов через большие и малые реки, пробито десять тоннелей, в том числе уникальный 15-километровый Северомуйский. Силами сотен тысяч людей проложена 3-тысячекилометровая стальная колея от Усть-Кута (Лены) до Комсомольска-на-Амуре. И не вина этих самоотверженных строителей, что после распада Союза она временно оказалась невостребованной.

БАМ пережил и славу, и бесславие. Но вряд ли можно умалить тот факт, что страна получила мощную современную магистраль, каких у нас не много. Не зря её прозвали Северным Транссибом. Его роль столь же велика – только с помощью БАМа можно освоить богатства северных территорий, вдохнуть новую жизнь в огромный регион от Байкала до Тихого океана. БАМ сегодня входит в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. На повестке дня – его модернизация и развитие в связи со стремительно растущими грузопотоками. Это ставит точку в разговорах о «дороге в никуда». И открывает новую тему для дискуссий, как эффективно, с пользой для страны использовать природные богатства Сибири и Дальнего Востока.

Прошлому и настоящему БАМа, его героям и проблемам «Гудок» посвящает специальные страницы, которые будут выходить до юбилея ежемесячно.

Ждём ваших писем и откликов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30