17 июня 2021 05:16

Средства за пробег спишет автомат

Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта планирует к концу года запустить систему автоматического взимания платы за проезд по федеральным трассам общего пользования с владельцев грузовиков с максимально разрешённой массой 12 тонн и более. Механизм направлен на то, чтобы компенсировать затраты федерального бюджета на восстановление автодорог, разрушаемых тяжеловесными автомобилями.
По задумке в кабине каждого грузовика установят специальный датчик, по которому стационарные приборы на всей сети будут следить за маршрутом фуры. В Центре обработки данных на основании протяжённости пути, которую «наездил» каждый конкретный грузовик, рассчитают сумму, и она будет списана с расчётного счёта его владельца.
«По статистике, большегрузные машины составляют только 3,6% от движущихся по федеральной сети автотранспортных средств, однако именно они наносят больше половины ущерба дорожному полотну – 56% от общей массы», – подчеркнул руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

Систему предполагается запустить к 1 ноября, а общая стоимость проекта составляет порядка 25 млрд руб.

По словам источника в Росавтодоре, при расчёте размера взимания платы был подсчитан в денежном эквиваленте общий годовой размер вреда, причиняемого всеми транспортными средствами, имеющими массу свыше 12 тонн, при движении по федеральным автодорогам (примерно 180 млрд руб. в год). Из полученной суммы были вычтены суммы акцизов и транспортного налога, выплачиваемых владельцами транспортных средств, которые идут в дорожный фонд и направляются на содержание дорог. Кроме того, был определён годовой совокупный пробег в километрах всех большегрузов, в результате деления размера причиняемого вреда (за вычетом всех сборов) на совокупный годовой пробег был получен размер платы – 3,5 руб. за 1 км пробега.

На сегодняшний день в России зарегистрировано около 1,5 млн транспортных средств массой свыше 12 тонн. Кроме этого, по территории страны передвигаются около 400 тыс. большегрузных автомобилей, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки. При этом наблюдается рост парка таких автомобилей.

Как считает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин, объём средств, которые позволит привлечь такая система, будет зависеть от ряда факторов, но в любом случае собранных денег должно с лихвой хватать на обслуживание дорожного полотна, поскольку, помимо данных сборов, существует ещё ряд налогов и сборов, которые ложатся на плечи автовладельцев.
«Тут дело даже не в том, что грузовики и спецтехника наносят определённый урон дорожному полотну и это ведёт к его непригодности, а в том, что необходимо, в первую очередь, совершенствовать технологию укладки асфальта и улучшать его качественные характеристики. Постоянно латая дыры, проблему не решить. Более того, ремонт федеральной трассы существенно осложняет и приносит значительные неудобства движению. Поэтому более перспективны комплексные решения дорожного вопроса. Определённо можно сказать, что на данную инициативу последуют негативные отклики со стороны бизнеса. Полагаю, часть участников рынка будет раздавать указания водителям, чтобы те изыскивали по возможности маршруты объезда, дабы избежать излишних трат. А это означает, что тяжеловесные грузовики могут начать прокладывать себе путь по дорогам, которые попросту не готовы к таким нагрузкам. И вот тогда собранных средств может уже и не хватить», – полагает Кирилл Маркин.

По мнению старшего аналитика ФГ БКС Игоря Краевского, плата для грузовиков, по сути, является ещё одним типом «скрытого» налогообложения.
«Однозначно введение системы будет негативно воспринято транспортными компаниями, так как на их бизнес-модели будет оказано дополнительное давление. Есть два варианта: либо снизятся маржа и окупаемость инвестиций у транспортников, либо они переложат дополнительные расходы на своих клиентов, что скажется на росте издержек во всей экономике», – считает эксперт.

Константин Мозговой

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30