27 ноября 2021 22:52

Совет по оптимизации

Независимые консультанты рассмотрели проект модернизации Восточного полигона ОАО «РЖД»

В рамках Открытого правительства компания «РЖД» первая провела независимый аудит проекта расширения БАМа и Транссиба, который будет реализовываться в том числе и на средства Фонда национального благосостояния.  В ходе анализа представители инвестиционных банков и аудиторских компаний посчитали, что расчёты РЖД в целом корректны, но указали на возможность сэкономить до 40 млрд руб. Однако эти предложения ещё нуждаются в детальном анализе.
Как указывает партнёр ЗАО «Делойт и Туш СНГ» Егор Попов, концепции модернизации БАМа и Транссиба принципиально отличаются друг от друга.

Транссиб сейчас работает с полной загрузкой, и на нём необходимо выровнять пропуcкную способность.

На БАМе же необходимо расшивать «узкие» места, поскольку в целом пропускные способности там не сбалансированы. Поэтому здесь необходимо строительство вторых путей, а не создание двухпутных вставок или разъездов. Однако на отдельных участках вторые пути создадут излишнюю пропускную способность. «Анализ предполагаемых затрат показывает, что цены укладываются в отраслевые нормативы и сравнимы с внутрироссийскими аналогичными объектами, однако российские объекты по сравнению с европейскими получаются в два и более раз выше по стоимости, – замечает Егор Попов. – Причины: особенности климата, расстояния, отсутствие строительной инфраструктуры, таможенные пошлины и в ряде случаев низкая механизация».

Из-за высокой стоимости (свыше 36 млрд руб.) «Делойт и Туш СНГ» предлагает не строить ещё один тоннель на участке Лена – Северобайкальск, а организовать там караванное или пакетное движение поездов. РЖД и Минтранс представили своё обоснование необходимости строительства (подробнее о проблеме «Гудок» расскажет в отдельной статье).

Партнёр «Прайсвотерхаус Куперс Раша» Дмитрий Ковалёв полагает, что при расширении участка Междуреченск – Тайшет можно сэкономить 3,6–3,8 млрд руб. за счёт пересмотра объёмов работ по энергоснабжению, перехода со сметно-нормативной базы единичных расценок на отраслевую ОАО «РЖД» и изменения ряда технических решений. Однако и он оговаривается, что состав работ по проекту и технические решения обоснованы и окончательная стоимость будет понятна при подготовке проектно-сметной документации. Она, кстати, может и увеличиться из-за применения новых технологий: устройства бесстыковых путей и использования геотекстиля. «На участке очень сложный рельеф, что может повлечь за собой увеличение сроков строительства, – замечает Дмитрий Ковалёв. – Нужно ещё раз проанализировать возможность строительства Третьего Джебского тоннеля вместо обходного пути, это позволит сэкономить до 10% стоимости проекта».

На подпроекте комплексной реконструкции восточного участка БАМа заведующий Московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов предлагает оптимизировать 5,28 млрд руб. за счёт переноса этих денег на более поздний этап. «Сначала необходимо сконцентрироваться на наиболее важных участках, добившись там увеличения пропускной способности, а если средства останутся, то их направить на менее важное удлинение путей на участке Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре», – полагает эксперт.

Министр Открытого правительства Михаил Абызов по итогам обсуждения дал поручения выбрать несколько показательных объектов (пути, мосты, тоннели) и разобрать их себестоимость «по винтикам» в сравнении с иностранными аналогами. Так, по его мнению, можно найти ещё дополнительные резервы оптимизации. Предложения экспертов по сокращению строительства и другие технические решения будут рассмотрены детально. Там нет однозначных решений с учётом перспектив дальнейшего расширения перевозок. По расчётам экспертов, стоимость одного и того же земляного полотна в зоне вечной мерзлоты и в других условиях может различаться в десять раз. Михаил Абызов поручил подготовить по таким моментам разъяснения, чтобы несведущим людям это не показалось проявлением коррупции.
«Все консультанты подтвердили, что проекты являются обоснованными, но для РЖД неокупаемыми, – говорит старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. – Тем не менее они несут большой мультипликативный эффект для страны. Сейчас нам нужно продолжать работу и составить конкретный перечень мероприятий и их стоимостные характеристики».

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30