23 июня 2021 20:49

Один день по «коридору смерти»

Сегодня железнодорожники вместе со всем Петербургом отмечают 70-летие со дня снятия блокады Ленинграда. В этот день одному из электровозов было присвоено имя «Курсантов-кировцев». А накануне ветераны Октябрьской магистрали приняли участие в торжественном возложении венков на Пискарёвском мемориальном кладбище.
В историю Великой Отечественной войны навсегда вошли подвиги машинистов, путейцев, вагонников, движенцев, электриков, связистов, медиков. С февраля 1943 года железнодорожники, погибая под бомбёжками, перевозили в блокадный город продовольствие, горючее и эвакуировали жителей.

В 48-ю паровозную колонну особого резерва Народного комиссариата путей сообщения вошли отозванные с трёх фронтов – Ленинградского, Волховского и Калининского – паровозники и движенцы, всего 220 человек. Но людей всё равно не хватало. Кочегарами паровозов стали девушки 18–20 лет из блокадного Ленинграда. Бригады размещались в оборудованном под жильё вагоне-теплушке. Находясь на казарменном положении при паровозе, они всегда были готовы к рейсу. Смена длилась 12 часов. Немцы преследовали поезда, идущие в Ленинград, по всему маршруту. Фашистская артиллерия стояла на расстоянии 4–8 км от «коридора смерти». Каждые 250 м трассы обстреливали одна немецкая пушка и несколько миномётов-«ишаков» с противными, визгливыми голосами.

Немецкий военный журнал «Адлер» в 1943 году писал: «Ландшафт дороги, по которой сумасшедшие красные машинисты водят поезда в осаждённый город, скорее напоминает лунный, чем земной». За каждый подбитый паровоз фашистские артиллеристы и лётчики представлялись к железному кресту.

В музее обороны и блокады Ленинграда среди многочисленных экспонатов можно увидеть полуобгоревший лист бумаги. Это напутствие в дорогу поездной бригаде, которое было в то время характерным: «Машинисту комсомольского паровоза Эу-685-02 № 719 т. Елизарову И.И. Ванюша! На Вас отделение смотрит. Не теряйся. Сам знаешь, что везёшь! На Междуречье бомбят, на ст. Поляны разбит Стальной (Стальной – машинист Александр Иванов, был убит в том рейсе. – Ред.), тебя с Войбокало будут сопровождать наши ястребы. В Жихарево бомбёжка, повреждён узел. Водоснабжение восстанавливают…»

В 48-й колонне вёлся дневник, куда записывались некоторые из происшествий. Ветераны говорят, что железнодорожники в то время забыли о слове «невозможно», вычеркнули его из обихода.

«Машинисты Кульбицкий и Алексеев, помощники Алёхин и Яшкин, кочегары Слугин и Фёдоров, поездной вагонный мастер Попов провели в обе стороны поезда под непрерывным артиллерийским обстрелом. Легко ранен Яшкин».

«Машинисты Грин и Ачкасов с бригадами, главный кондуктор Леонтьев, старший кондуктор Некрасов, поездной вагонный мастер Дмитриев под обстрелом в течение 43 минут исправляли воздухопроводную сеть, разбитую в нескольких местах снарядами. Поезд проведён благополучно».

«Паровоз 718-30, машинисты Баранов и Амосов подверглись обстрелу. Повредило магистраль. Путь засыпало землёй. Исправления и расчистка пути произведены силами бригады под обстрелом. Поезд выведен невредимым. Позже поезд подвергся воздушному налёту. Сгорел турный вагон. Ранены оба машиниста и кочегар Клементьева. После перевязки Амосов вернулся к регулятору и довёл поезд. Вся бригада вела себя героически, от огня спасены многие вагоны».

«Снарядом пробита паропроводная труба паровоза 717-85. Состав загорелся. Тушили пожар и выводили горящий состав паровозники Голубев, Комаров, Альберт, Дорогунин, Буянов, Смирнов, поездной вагонный мастер Воронов».

«От зажигательного снаряда сгорел турный вагон состава, который вёл паровоз 54-58. Погиб поездной вагонный мастер Рыжков. Тяжело ранен помощник машиниста Алексеев, легко – проводница Кущелина».

«При воздушной бомбардировке ранен главный кондуктор Кардаш. Бригада паровоза 713-66 принимала участие в тушении горящих составов. Особенно отличились машинист Чесноков, помощники Сабецкий и Поляков, главный кондуктор Гонатовский, старший кондуктор Петушенко, кочегары Ванюхин и Лисихин, начальник поезда Каралис».

«У паровоза 728-13 при обстреле пробит тендерный бак, получили ранения поездной вагонный мастер Веселов, кочегар Лисяк, главный кондуктор Трофимова».

Всё это произошло в течение одного дня.

Один эшелон, доставленный с «большой земли» в осаждённый город, заменял тысячу легендарных полуторок, грузовиков, работавших на ладожской Дороге жизни. Шлиссельбургскую трассу разрушали 1200 раз. Из паровозной колонны в 600 человек погиб каждый третий. Цифры потерь среди тех, кто строил, оборонял и восстанавливал трассу, не подсчитаны до сих пор. Военные историки утверждают: через «коридор смерти» в осаждённый Ленинград было привезено 75% всех грузов, остальные 25% дала ладожская Дорога жизни. После войны «коридор смерти» приказали называть Дорогой победы.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30