25 июня 2021 13:52

Не отходя от вагона

Работу осмотрщика-ремонтника автоматизируют

Комплекс «Мобильное рабочее место осмотрщика грузовых вагонов», внедрённый в эксплуатационном вагонном депо Ярославль-Главный, доработают и испытают до апреля на расширенном полигоне. После чего в ОАО «РЖД» будет принято решение о целесообразности тиражирования разработки на сеть.
Мобильное рабочее место (МРМ) – переносное устройство с сенсорным дисплеем, напоминающее смартфон. Оно позволяет передавать с путей результаты осмотра вагонов в отраслевые информационные автоматизированные системы управления. Отправляемые по сотовой связи данные на месте скрепляются цифровой подписью работника и имеют юридический статус документа, на основании которого собственнику подвижного состава выставляется счёт за ремонт.
«Раньше осмотрщик сообщал о выявленных неисправностях, требующих отцепки вагона, и об объёме ремонта оператору пункта технического обслуживания (ПТО) по рации, а потом в свободное от осмотра время бежал к нему оформлять уведомление формы ВУ-23 на ремонт, – рассказал «Гудку» ведущий технолог службы вагонного хозяйства Северной дирекции инфраструктуры Леонид Городков. – Теперь никуда идти и возиться с бумагами не нужно – электронный документ оформляется прямо около вагона в режиме реального времени».

Такие операции, как принятие вагонов к осмотру, выдача и закрытие нарядов, ограждение состава перед началом работ, осуществляются также при помощи МРМ. Проведённые в ПТО вагонов станции Ярославль-Главный замеры показали, что время осмотра с использованием мобильного устройства соответствует действующему нормативу.

По мнению Леонида Городкова, автоматизированный комплекс не только экономит время, но и исключает ошибки при передаче данных о необходимости отцепки вагона в ремонт. А широкое внедрение новой технологии в работу вагонного хозяйства позволит повысить уровень технологической дисциплины персонала и улучшить качество обслуживания подвижного состава.
«Новшество воспринято работниками с интересом, это важный шаг на пути автоматизации процесса осмотра вагонов, – отметил начальник эксплуатационного вагонного депо Ярославль-Главный Григорий Поклитарь. – Повышается персональная ответственность осмотрщика за принятие решения об отцепке неисправных вагонов и переводу их в нерабочий парк».

«Комплекс нужно дорабатывать, чтобы он действовал без сбоев, – считает старший осмотрщик вагонов Сергей Кузнецов. – Досадно, что пока приходится дублировать электронные уведомления бумажными. А для ношения устройства надо сделать карманы на сигнальном жилете». Вместе с тем Сергей Кузнецов отметил, что в МРМ есть удобный электронный классификатор, позволяющий быстро найти и зафиксировать код выявленной неисправности.

«Пока никто не убедил нас в том, что носимое 12 часов на груди устройство безвредно для организма, хотелось бы услышать мнение экспертов, – добавил осмотрщик-ремонтник Денис Кулаков. – К тому же оно довольно громоздкое по сравнению с мобильным телефоном. И разряжается быстрее – за 4–6 часов, то есть заряда батареи не хватает на всё время смены».

В ходе подконтрольной промышленной эксплуатации МРМ выявлены и другие недочёты, затрудняющие его применение. Так, экран устройства бликует при попадании прямых солнечных лучей. Да и в морозы осмотрщику, облачённому в рукавицы, работать с сенсором не очень удобно.
«Есть пожелания и по программному обеспечению, – заявил Леонид Городков. – Старший осмотрщик должен видеть всю «историю» каждого вагона – прошлые неисправности, ремонты, показания диагностических комплексов. И нужно предусмотреть возможность работать по этой технологии не только с прибывающими и транзитными поездами, но и с отдельными группами вагонов в процессе формирования составов».

Разработчик ООО «АИСА ИТ-Сервис» пообещал оперативно доработать устройство по замечаниям пользователей.

Сейчас в транзитном парке станции Ярославль-Главный эксплуатируются 12 мобильных рабочих мест. В ближайшее время осваивать технологию начнут работники ПТО вагонов станции Иваново-сортировочное, куда поступят 24 МРМ. Если проект будет признан успешным, такими устройствами, помимо вагонников, планируется оснастить и работающий на путях персонал других хозяйств.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30