04 декабря 2021 07:02

Виртуальный Ван Гог

Три тысячи картин всемирно известного художника-постимпрессиониста показывают в Москве

Австралийская выставка-шоу Van Gogh Alive («Ван Гог. Ожившие полотна») собирает аншлаги в центре дизайна Artplay.
Голландский художник, известный большинству посетителей тем, что отрезал себе ухо, вызвал в Москве небывалый ажиотаж. «Посмотреть на Ван Гога» в первые январские деньки пришли более 20 тыс. человек! Очереди в Artplay выстраивались почти такие же, как в Лувр в часы пик. Сначала – за билетами (550 руб. для взрослого), а потом – в гардероб. Официальное открытие состоялось много позже предпоказов, и на него организаторы, уже понимая, каким спросом пользуются полотна Ван Гога, пусть и виртуальные, пускали только по приглашениям. В холле поили вопреки ожиданиям не абсентом, но красным и белым вином и шампанским. А для того, чтобы придать мероприятию налёт богемности, наливали напитки не в пластиковые стаканчики, а в бокалы, которых не хватало, и из-за этого… снова образовывались очереди!

Выставка-шоу перед тем, как приехать в Москву, побывала в шести городах мира, в числе которых Сингапур, Будапешт, Стамбул. В московском Artplay ей отдали сразу два зала, большой и чуть поменьше, с низкими потолками. Но везде гости могли лежать на пуфиках, сидеть на скамейках или стоять и следить за происходящим из любого уголка зала. Увеличенные в несколько раз картины Ван Гога проецировались на стены, пол и даже на потолок. Их транслировали 40 кинопроекторов под классическую музыку. «Мы стараемся смотреть в будущее и угадывать, что будет интересно посетителям завтра, – говорит Брюс Петерсон, владелец австралийской компании Grande Exhibitions, устроившей выставку. – Вот и пришла в голову простая идея – соединить изобразительное искусство с музыкой, что, как мы убедились, производит сильное впечатление особенно на молодое поколение».

Шоу построено как творческая биография художника в картинках. Первыми на экранах появились автопортреты и пейзажи, созданные в родных для Винсента Нидерландах. Многие написаны землистыми красками, что свидетельствует о том, что уже тогда у художника наблюдались всплески эмоциональной нестабильности. Эти картины сопровождали стремительные скрипичные этюды Ванессы Мэй. На смену голландскому периоду творчества пришёл французский, когда Винсент черпал вдохновение в Париже. Стиль царивших там импрессионистов он постепенно перенёс и в свои работы, запечатлев сады и вазы с фруктами. Затем поезд, появившийся одновременно на всех экранах, перенёс зрителей из Парижа на юг Франции, в Арль. Там Ван Гог стал намного оптимистичнее и написал знаменитые «Подсолнухи», которые при показе сопровождал «Вальс цветов» Вивальди. Однако там же набрала силу и душевная болезнь художника, с которой он пытался бороться. И яркое тому свидетельство – серия картин «Спальня в Арле». Их особенность – в цветовых сочетаниях. Деревянная кровать и стулья – жёлтые, как масло, простыня, подушки, окно – зелёные. Одеяло – красное. Умывальник – оранжевый, таз – голубой. Мебель – крупных размеров, а ставни закрыты. Всё это сделано с одной целью – добиться ощущения покоя при взгляде на картину. «Вся штука здесь в колорите, упрощая который, я придаю предметам больше стиля, с тем чтобы они наводили на мысль об отдыхе и сне. Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение», – писал Винсент младшему брату Тео, с которым очень дружил. И наконец, на экранах 1889 год, когда Ван Гог переезжает в поселение для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля. В этот период жизни в душе художника разлад: он одновременно и спокоен, и тяготится своим состоянием. Такими же гнетущими и вместе с тем умиротворяющими получились у него и бескрайние просторы Овер-сюр-Уаз. Например, «Пшеничное поле с воронами» – словно предчувствие скорой кончины, а «Звёздная ночь над Роной» – как проблеск надежды в сгущающемся мраке.

Последние кадры – письма Ван Гога коллегам и Тео. В них Винсент писал о том, какими видит свои картины.

Всё шоу длится минут 20, и за это время успеваешь прочувствовать душу художника целиком. Правда, мазков масляной краски экраны, конечно, не передают. Но организаторы не унывают. «Наше шоу не отменяет похода в музей, – улыбается Брюс Петерсон. – Мы думаем, оно, наоборот, заставит людей, особенно молодых, заинтересоваться творчеством Ван Гога и посетить либо его музей в Амстердаме, либо Пушкинский музей в Москве». Выставку-шоу в Artplay будут показывать до 26 марта.

Евгения Заболотских

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31