14 июня 2021 14:08

Мобильная помощь

Пожарные поезда нужно оборудовать факельными установками

При авариях с цистернами, в которых перевозят сжиженные углеводородные газы (пропан, бутан и др.), очень важно быстро освободить повреждённые вагоны от этого груза.
Иван Вишнивецкий, региональный координатор по промышленной безопасности ЗАО «НЭК», с.н.с., к.т.н.
В противном случае появляется реальная угроза пожара и даже взрыва, что может нарушить нормальную работу железной дороги. Причём просто выпустить эти газы в атмосферу нельзя, так как они представляют опасность для населения.

Поэтому желательно непосредственно на месте происшествия в полевых условиях оперативно организовать откачку груза из аварийной цистерны и провести её дегазацию. Это позволит затем безопасно отправить повреждённый вагон в депо для обследования и ремонта.

Однако действующих мобильных установок, с помощью которых можно организовать в полевых условиях откачку сжиженного газа из цистерн, в настоящее время нет ни на железных дорогах, ни у подразделений МЧС, ни даже у нефтегазовых предприятий. Хотя, например, ОАО «РЖД» имеет более 370 пожарных поездов, оборудованных в том числе электронасосными агрегатами для перекачки нефти и нефтепродуктов из аварийных цистерн в порожние. А вот для утилизации газа таких установок нет.

Проблема в том, что откачке жидкой и газовой фаз мешает высокое (до 20 кгс на кв. см) давление в цистерне, а также способность сжиженного пропана при разливе быстро испаряться с понижением температуры жидкости до минус 40 градусов. Кроме того, образующиеся при этом газовоздушные смеси очень взрывоопасны.

Действующие Правила пожарной безопасности предписывают железнодорожникам в случае интенсивной утечки дать газу полностью выйти из аварийной цистерны. При этом следует вести постоянный контроль за образованием возможных зон загазованности в радиусе 200 м, пока пропан или бутан не рассеется.

Также следует вызвать на место аварии оперативные подразделения противопожарной службы, аварийную группу и газоспасательную службу данного района, оповестить об опасности органы власти. Очень важно не допускать попадания газа в тоннели, подвалы, канализацию.

Понятно, что данный метод применять на практике крайне нежелательно, особенно в густонаселённых городах и промышленных районах, поскольку сжиженные углеводороды взрывоопасны и могут оказывать удушающее действие на людей. Не случайно при возникновении аварийной ситуации, связанной с разгерметизацией вагона и загоранием истекающего газа, руководитель работ по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации может отдать распоряжение о воспламенении этого груза. Правда, если это не угрожает безопасности людей, а также не приведёт к разрушению других объектов и стихийному развитию пожара.

Причём воспламенение газа следует осуществлять дистанционно из укрытия с помощью ракетницы, петард и т. п. Работы по выжиганию должны проводиться после прибытия на место аварии необходимого и расчётного количества подразделений противопожарной службы.

Как показывает опыт, указанный метод довольно часто применяют на практике. При утечке сжиженных газов из запорно-предохранительной арматуры или повреждённой цистерны их поджигают, а саму цистерну охлаждают струями воды из пожарных брандспойтов для предотвращения её разогрева.

Если истекающий газ не сжигать, то возникает угроза заражения местности удушливым и взрывоопасным углеводородным газом, который тяжелее воздуха и стелется по рельефу местности, концентрируясь в низинах.

Очевидно, что при этом способе полностью теряется дорогостоящий груз, загрязняется продуктами горения окружающая среда. Да и занимает такая спасательная операция довольно много времени. Ведь охлаждать цистерну водой приходится более суток.

Чтобы избежать этого, в полевых условиях нужно использовать передвижную факельную установку. Её можно устанавливать на безопасном расстоянии от цистерны, например в 100 м, и через гибкий шланг подавать на неё оставшийся в аварийном вагоне газ для сжигания.

Уверен, что в связи с постоянным ростом объёма перевозок сжиженных углеводородных газов необходимо оборудовать подобными установками пожарные поезда.

А кардинально решить проблему позволит создание мобильной установки для освобождения цистерн от таких грузов и дегазации аварийных вагонов на месте происшествия. Среди перспективных моделей можно отметить запатентованный недавно учёными Уральского федерального университета агрегат для удаления остаточных паров сжиженных газов из железнодорожных вагонов.

Данная установка откачивает газ из цистерны и сжимает его, переводя в жидкое состояние, после чего он поступает в приёмную ёмкость. Имеются и другие перспективные разработки отечественных специалистов в данной сфере. В связи с высокой стоимостью предлагаемых мобильных устройств, которые могут быть размещены на автомобиле с полуприцепом или в пожарном поезде, необходимо создать базы их расположения на расстоянии 500 км друг от друга. Тогда в случае аварии время прибытия мобильной установки на место происшествия не превысит 12 часов, что позволит более оперативно устранять угрозы взрыва и пожара.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30