15 июня 2021 09:50

Важный узел

На нескольких станциях Забайкальской отметили 100-летие

За 100 лет существования станция Белогорск не раз меняла название, менялась и сама. Неизменным осталось только значение этого узла для Амурской области и российских железных дорог.
Уникальная – двойная

Очередной грузовой поезд прибывает с востока – оттуда, где станционным путям не видно конца и края. Белогорский узел отличается длиной и необычной структурой – он единственный в своём роде на Транссибе. Здесь шесть приёмо-отправочных парков общей протяжённостью путей почти 10 км.
«Белогорск уникален не только на дороге, но и на сети тем, что по сути это две тарифные станции под единым руководством», – рассказывает начальник узла Александр Говорин.

Идём по перрону. Морозный воздух наполнен привычными гудками локомотивов, переговорами диспетчеров по громкоговорящей связи. Здесь принимают, отправляют, пропускают поезда обоих направлений, обслуживают и осматривают составы, ремонтируют вагоны, работают с транзитными поездами без переработки, формируют и сортируют грузовые составы.

«По структуре наш узел сортировочный. Белогорск-1 может одновременно принять 10 поездов, Белогорск-2 – около 20. Графиком предусмотрено 75 поездов в сутки, но мы пропускали и по 80, и по 85», – продолжает Александр Говорин.

«Грузовой поездопоток сильно увеличился, а пассажирских стало поменьше, – подтверждает дежурный по пассажирскому парку станции Белогорск-1 Валентина Середа. – Но скучать не приходится».

Сегодня Белогорск-1 работает с пассажирскими поездами, а Белогорск-2 – с грузовыми. Отсюда они идут и до Благовещенска. Станция Белогорск связывает административный центр Амурской области с Транссибом железнодорожным путём, который появился век назад.


Сквозь болото в кандалах

Амурскую железную дорогу, а вместе с ней и станцию Бочкарёво (будущий Белогорск) в селе Александровском в тяжелейших условиях строили вольнонаёмные работники и каторжане – в кандалах, прикованные к тачкам.

Через некоторое время возле села появились два небольших корпуса паровозного депо, помещения станции и бараки для железнодорожников. А днём рождения станции считают 19 декабря 1913 года, когда здесь прошёл первый поезд из Благовещенска в Санкт-Петербург.


Заслуженное первое

В 1935 году станцию Бочкарёво переименовали в Куйбышевку-Восточную, а в 1958-м вместе с городом в Белогорск – из-за светлого кварцевого песка, виднеющегося на противоположном склоне долины реки Томи.

Через два года появилась и станция Белогорск-2 – бывший разъезд 564-й км.

А 1 апреля 1972 года оба Белогорска объединились в одну станцию. «Благодаря этому появился крупнейший железнодорожный узел на Забайкальской дороге», – рассказывает почётный железнодорожник, ветеран станции Валерий Живаго, который проработал здесь 40 лет, из них 38 – дежурным по станции. С тех пор Белогорский узел непрерывно развивается. Станция выросла во внеклассную сортировочную.

В день празднования её векового юбилея в декабре прошлого года зал местной школы искусств был заполнен до отказа. «Сегодня Белогорск входит в число 59 основных станций сети. Вагонооборот за ноябрь – декабрь 2013 года превысил 17 тыс. единиц», – отмечает заместитель начальника Центральной дирекции управления движением Иван Яриков.

В числе награждённых маневровый диспетчер Владимир Гаращук, он теперь почётный железнодорожник, а составитель поездов Алексей Печерица получил именные часы от президента компании.

В перерывах между награждениями, песнями и танцами работников станции радовали артисты Читинского ДК железнодорожников, арт-группа «Вневременье».

Гаснет свет. На светлых стенах сменяют друг друга архивные чёрно-белые снимки, и за несколько минут перед глазами проходят 100 минувших лет: вот узел на заре существования, вот лица руководителей и работников разных лет. Каждый новый слайд, будящий воспоминания, зрители встречают дружными аплодисментами.


Точка роста

Белогорск ещё и кузница кадров. Многие руководители Забайкальской и других магистралей начинали здесь свою карьеру.
«За 100 лет станция подготовила немало замечательных специалистов, которые внесли достойный вклад в развитие не только станции, но и РЖД», – отметил заместитель начальника ЗабЖД по Свободненскому региону Пётр Сапрыкин.

Первым начальником объединённой станции Белогорск в 1970-х стал Эдуард Поддавашкин, который через несколько лет вырос до первого заместителя министра путей сообщения РФ. (Примечательно, что в 1939–1940 годах станцией руководил его отец Сергей Васильевич.)
«Не по дням, а по часам росли объёмы производства, и это сказывалось на грузопотоке. Чётный и нечётный вагонопотоки нас буквально захлёстывали, – поделился с «Гудком» воспоминаниями Эдуард Сергеевич. – Узел работал в напряжённом режиме. Под руководством главного инженера Николая Дунаева мы разработали план по увеличению пропускной способности узла». Была намечена реконструкция и автоматизация полугорки в нечётной системе Белогорск-2. Там же построили нечётный транзитный парк, централизовали горловину нечётного сортировочного парка. Всё – от проектирования до строительства – было сделано силами работников подразделений узла. «В чётной системе удлинили вытяжки полугорки, что позволило брать на роспуск в один приём поезда любой длины. Задержки поездов по вине станции резко пошли на убыль», – рассказал Эдуард Поддавашкин.

Тогда же завершили удлинение путей сортировочного парка нечётной системы, ввели электрическую централизацию стрелок (а их более сотни) и сигналов. Благодаря технологическим решениям станция получила очень низкие простои транзита без работы и транзита с работой. Белогорск неоднократно побеждал во всесоюзном соревновании.

Особая роль в развитии узла принадлежит уже упоминавшемуся Николаю Дунаеву, руководившему станцией с 1980 по 1983 год. 19 декабря в память о нём на станции открыли мемориальную доску.

В разные годы станцией также руководили Сергей Кордюк (будущий главный инженер Хабаровского отделения дороги), Борис Ватолин (был избран главой города Благовещенска), Борис Андрюничев (закончил карьеру заместителем начальника ЗабЖД), Сергей Гуков (стал первым заместителем начальника БАМа), Валерий Матющенко (ныне первый заместитель начальника ЗабЖД).

Коллектив узла, кстати, самый многочисленный в Свободненском регионе ЗабЖД: в штате станции более 300 сотрудников. И сегодня он живёт надеждой на дальнейшее развитие родного предприятия: на 2014–2017 годы запланирована реконструкция, в том числе удлинение приёмо-отправочных путей до 100 условных вагонов. Благодаря этим изменениям увеличится и общая пропускная способность Забайкальской дороги.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30