14 июня 2021 02:50

Дорожный патруль

Сотрудники охраны сети умеют быть невидимыми и при этом всегда остаются начеку

Важной составляющей привлекательности железной дороги для грузоперевозчиков было и остаётся качество охраны грузов. И пассажиры непременно хотят чувствовать себя в безопасности. Именно по этим причинам на этом рынке услуг существует жёсткая конкуренция. Наш разговор о том, насколько надёжную систему охраны предоставляют современные железнодорожные секьюрити.
Сергей Булочников, генеральный директор ООО «ЧОП «РЖД-Охрана»
– Сергей Васильевич, на рынке охранных услуг ваша структура работает с 2007 года. Насколько широка география её работы?
– В наше предприятие входят 18 подразделений. Половина из них сосредоточена в Москве. Остальные – в регионах России, от Выборга до Владикавказа и от Смоленска до Уфы. К примеру, в зоне ответственности только одного нижегородского подразделения находятся сразу две дороги – Горьковская и Куйбышевская. Они пролегают почти через 10 регионов. В каждом есть объекты, безопасность на которых обеспечивают наши сотрудники.
А Северо-Западное подразделение работает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но охватывает и ближайшие территории: Новгородскую и Тверскую области. Особенность этого подразделения в том, что его работники обеспечивают охрану в пути высокоскоростных поездов «Сапсан» и скоростных электричек «Ласточка».

– Насколько успешно вы развивались, велика ли на сети конкуренция в сфере охраны?
– На момент создания ЧОПа основная часть объектов ОАО «РЖД», которая была передана под нашу ответственность, находилась в Москве. Это офисы компании, некоторые объекты МЖД. За три года мы выстроили работу на этой территории очень широко. А 2010 год стал переломным. Холдинг вступил в стадию активного реформирования, выведения ряда структур в дочерние и зависимые общества. Перемен этот период потребовал и в нашей работе. На это время пришёлся этап активного формирования географии подразделений, ведь по корпоративному заказу нам передавались объекты в регионах, вокруг которых ЧОП «РЖД-Охрана» должно было строить свою работу.
Тогда же был поставлен вопрос о нашем выходе на внешний рынок. С одной стороны, нужно было выстраивать самостоятельные отношения с компаниями, которые выходили из РЖД, с дочерними обществами, с другой – искать новых партнёров. Охранный рынок высококонкурентен, сложен, особенно в отношении крупных заказчиков. Но нам было что предложить клиентам, и мы вступили в активные переговоры с рядом весомых компаний страны. Как результат – сегодня у нас есть заказчики не из состава ОАО «РЖД», с которыми мы успешно работаем.
Знаковым, конечно, стал и 2012 год, когда мы приступили к охране вокзальных комплексов, остановочных пунктов скоростных электричек в Сочинском регионе. Для этого даже было создано отдельное подразделение.

– Какое вооружение и специальные средства используют сотрудники ЧОПа?
– Сейчас мы имеем 81 единицу различного служебного огнестрельного оружия, которое используется на ряде объектов в Москве и на одном из объектов Владимирской области. Для того чтобы правильно использовать оружие, мы регулярно обучаем наших сотрудников, как того и требует законодательство.
Довольно широк арсенал специальных средств. Это резиновые палки, наручники, защитные шлемы, бронежилеты.

– Можно ли привести примеры, когда охрана компании предотвратила покушение на собственность заказчика?
– В этом году было шесть таких случаев. Недавно охранники пресекли кражу шести аккумуляторных батарей от тепловозов с территории депо Ртищево-2. Вывезти их пытались работники этого ремонтного локомотивного депо. Была вызвана полиция, возбудили уголовное дело.
А ещё недавно наши сотрудники помогли предотвратить поджог на вокзале Тамбова. Дело было так: по «02» поступил анонимный звонок о возможности такого инцидента. Информация была передана сотрудникам охраны. Сразу был создан штаб по предотвращению происшествия. Определены объекты, которые подходили для акции пиромана, пути возможного выхода злоумышленника к вокзалу.
План сработал. В подготовленную засаду попал мужчина с большой бутылкой легковоспламеняющейся жидкости. Беду удалось предотвратить. Но наша задача – не только охрана объектов. Большую работу совместно с полицией мы проводим на вокзальных комплексах. Это и противодействие административным нарушениям, и изъятие бесхозных вещей, и совместное реагирование в случае нештатных ситуаций.

– Помимо охраны объектов железнодорожной инфраструктуры, вы можете обслуживать и другие объекты, в том числе места массовых мероприятий. В каких из них вы уже участвовали?
– Наши сотрудники работают на всех основных мероприятиях РЖД. Так как они проводятся достаточно регулярно, для этого у нас создано специальное подразделение. В этом году из знаковых и особо масштабных событий можно выделить обеспечение безопасности форума «Стратегическое партнёрство 1520» с выездом в Сочи, салона железнодорожной техники и технологий «ЭКСПО 1520». Сопровождали мы и православные святыни – Пояс Богородицы в 2011 году и Крест апостола Андрея Первозванного в прошлом. Конечно, задействованы наши сотрудники и в эстафете олимпийского огня, которая активно следует по железной дороге.

– Какие гарантии безопасности даёте клиентам?
– Мы прекрасно понимаем, что выжить в современном мире высокой конкуренции мы можем только при условии предоставления гарантий качества оказываемых услуг. Гарантируя в том числе возмещение ущерба, который тоже иногда случается. Наше положение, наш уставный капитал, который был заложен при формировании компании, позволяют нам предоставить клиенту такие гарантии. То есть, если наши работники недосмотрели и нарушили инструкции, договоры и заказчик понёс какой-либо ущерб, мы готовы его возместить. Кроме того, сегодня мы прорабатываем возможность страхования нашей ответственности от таких ситуаций.

– Какие существуют проблемы в системе охраны? Она нуждается в принятии каких-либо подзаконных актов?
– Проблемы в законодательстве есть. Начиная с 2011 года, помимо чисто охранных функций, мы оказываем содействие органам внутренних дел в сфере антитеррористической защищённости железнодорожных вокзалов. Помогаем в организации досмотра пассажиров и их багажа, выявлении бесхозных вещей и предметов, оцеплении потенциально опасных зон, эвакуации граждан и так далее.
К сожалению, эти функции законодательно не определены, а утверждены лишь внутренними регламентами и инструкциями. Иногда это приводит к конфликтам с гражданами и обоснованным претензиям со стороны государственных контролирующих органов.
В рамках подготовки изменений в законодательство о транспортной безопасности эти вопросы должны найти отражение. Тем более что ситуация с террористическими проявлениями непосредственно затронула и железнодорожный комплекс. Декабрьский взрыв на вокзале Волгограда показал: принимаемые ОАО «РЖД» меры по досмотру пассажиров способствовали предотвращению более тяжких последствий. Однако и в этом случае погибли люди, в том числе и наши коллеги, нанесён существенный материальный ущерб. Увы, выявить и остановить террориста, тем более готового на собственную гибель, достаточно сложно. Поэтому важна работа на упреждение, позволяющая пресекать эти действия ещё на стадии подготовки.

– По каким критериям происходит отбор сотрудников в охрану, какие требования выдвигаются к их профессиональным навыкам?
– Эти требования растут постоянно. Сегодня специалист, которого мы берём на работу, – это профессиональный, грамотный, как правило, среднего возраста человек. Он крепок физически, может выдерживать серьёзные нагрузки и одновременно ориентироваться в экстремальных ситуациях. Чтобы, например, пассажиры на вокзалах, видя охранника в нашей форме, понимали: они могут на него рассчитывать, этот человек при необходимости готов применить и силу, и навыки для предотвращения нештатной ситуации.
У наших кандидатов обязательно должны быть в наличии все документы, установленные законодательством. Прежде всего удостоверение частного охранника, документы, подтверждающие прохождение им квалификации, и другие. Контроль и отбор сотрудников есть ещё на стадии первых собеседований с потенциальным работником. Затем в течение трёх месяцев он проходит испытательный срок, стажировку. После – ежесменные инструктажи, обучение на местах, постоянный контроль за работой на всех постах. Раз в квартал – контрольные стрельбы, где работающие с огнестрельным оружием совершенствуют навыки стрельбы и обращения со спецсредствами, регулярно физически тренируются. Ежемесячно проходит аттестация сотрудников.

– А сами как поддерживаете форму?
– Регулярно хожу в спортзал. Люблю оружие и участвую в наших стрельбах. Есть у меня и личное ружьё – охотничье. Правда, пользуюсь им не так часто, как хотелось бы. Работа оставляет немного свободного времени.

– Какой у сотрудников вашего ЧОПа девиз?
– «Наша работа – ваша безопасность». Этот слоган, придуманный ещё в самом начале работы компании, со временем стал своего рода кредо – по отношению к клиентам, к выполнению обязанностей. По прошествии шести лет у нас есть все основания говорить, что мы – надёжное звено в цепи и работаем как для безопасности людей, так и для безопасности бизнеса.

Беседовал Валерий Осипов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30