18 января 2022 21:50

Код для прибора

Система учёта средств измерений и результатов метрологического контроля минимизирует человеческий фактор

Новая технология с применением штрихкодирования, разработанная метрологами Северной дороги, уже действует в Архангельском регионе, а с января внедряется на всём полигоне магистрали.
Сканеры для считывания штрихкодов установлены в метрологических лабораториях и в поступившем на дорогу новом метрологическом вагоне-лаборатории.

Штрихкоды распечатываются при помощи лазерного принтера на специальной бумаге и наклеиваются на измерительное устройство. Архангельские метрологи уже «закодировали» более 6 тыс. средств измерений.
«Работник лаборатории наносит сгенерированный специальной программой штрихкод на поступающее с предприятия средство измерений и на его технический паспорт, – рассказал «Гудку» начальник Ярославского центра метрологии – главный метролог СЖД Игорь Шаранов. – Штрихкод содержит всю необходимую информацию: о предприятии-балансодержателе, наименование устройства, тип, класс точности, диапазон измерений, инвентарный номер».

Эти параметры считывает сканер, подключённый к компьютеру, и они заносятся в электронную базу данных. В результате все прошедшие через лабораторию средства измерений – манометры, термометры, амперметры, вольтметры, путеизмерительные шаблоны, линейки и т.п. – оказываются под контролем метрологов. При метрологическом обслуживании их идентифицируют за доли секунды путём сканирования штрихкода.
«До внедрения этой системы средства измерений, особенно малоценные, зачастую вообще не учитывались – на местах их могли потерять, подменить, подолгу не обслуживать или не использовать, – пояснил Игорь Шаранов. – Учётные записи делали на бумаге от руки, часто с ошибками, случайными или умышленными. В системе учёта «ЯЦМ-Мониторинг», разработанной в Архангельской метрологической лаборатории СЖД, влияние человеческого фактора сведено к минимуму».

Вместе с данными о средстве измерений в систему заносят дату его последней поверки или калибровки, чтобы контролировать периодичность метрологического обслуживания. Одновременно все данные вводятся в программу «АРМ-Метролога железной дороги», которая используется как в метрологических лабораториях, так и на предприятиях.
«Если средство измерений к нам не поступило в установленный срок, оно высвечивается в программе красным цветом, – привёл пример начальник Архангельской метрологической лаборатории Сергей Парухин. – Мы сразу ставим в известность руководителя предприятия о необходимости метрологического обслуживания, тем самым исключая использование просроченных средств в технологических процессах».

Разработал технологию специалист Архангельской метрологической лаборатории Евгений Глебов. Его замысел состоял в том, чтобы избавить метрологов от рутинной возни с бумагами. «Работать стало намного легче и интереснее, выросла производительность труда и качество», – отметил разработчик.

«Деятельность метрологических лабораторий стала более прозрачной, – добавил Игорь Шаранов. – Считывание и архивирование данных ведутся при приёмке средства измерений и при его выдаче пользователю. Поэтому работа каждой лаборатории видна в режиме реального времени и за любой период».

«Сегодня мы используем систему штрихкодирования и в работе со средствами измерений сторонних организаций, которые пользуются нашими услугами. Например, наносим коды на вагонные, локомотивные шаблоны ОАО «Архбум», – отметил Сергей Парухин.

По его словам, эту технологию уже оценили коллеги с Горьковской магистрали, которые намерены внедрять её у себя.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31