25 июня 2021 12:52

Инспекторов для порта посадят за парту

Расширенная коллегия Ространснадзора назвала причины несовершенства работы речных портовых гидротехнических сооружений. Общее количество судоходных ГТС, находящихся в предаварийном и аварийном техническом состоянии, снизилось. При этом состояние сооружений в речных портах  хуже, чем морских. Причина – недофинансирование работ по их содержанию, отсутствие специального образования у руководителей и инспекторов территориальных управлений, а также устаревшая нормативная документация по эксплуатации.
Как рассказал начальник Управления государственного морского и речного надзора Пётр Ермолаев, сейчас в предаварийном и аварийном состоянии находятся ещё 34 речных (10,2%) и 2 морских (0,6%) ГТС. А с неудовлетворительным и опасным уровнями – 50 (15%) и 2 (0,6%) ГТС.

Надзор осуществляется сотрудниками отдела надзора за портовой деятельностью, судоходными гидротехническими и портовыми сооружениями, штатная численность которого составляет 6 человек, а также 88 инспекторами территориальных управлений. Но из последних только 12 имеют специальное гидротехническое образование.
«В условиях недостаточного количества квалифицированных кадров, большого количества объектов надлежащий контроль за ГТС, по нашему мнению, может осуществляться только с использованием современных информационных технологий. Для реализации задач, поставленных ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», создан пилотный проект системы комплексного мониторинга судоходных и портовых гидротехнических сооружений в Центральном федеральном округе», – сообщил глава управления.

Он испытывался на опытном образце центра мониторинга в Ространснадзоре и судоходном шлюзе Воронежского гидроузла ФБУ «Волго-Дон». Проект в итоге обеспечил автоматизацию ряда основных функций: предупреждение кризисных ситуаций с визуализацией оперативной информации и оценкой контролируемых параметров для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
«На втором этапе решения задач ФЦП в 2012–2013 годах был создан и внедрён модуль комплексного мониторинга судоходных ГТС. Если эти научные результаты будут внедрены, Ространснадзор сможет получать данные параметров фактического состояния гидроузлов и уровня их безопасности с целью оперативного реагирования на обстановку без выезда на место», – говорит Пётр Ермолаев. Однако, по его словам, финансирование таких работ носит бессистемный характер, «что не позволяет планировать такие работы на перспективу, а тем более их внедрение».

По словам руководителя Федерального бассейнового управления «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» Олега Шахмарданова, средств не хватает и на капитальный ремонт и реконструкцию.
«В рамках ФЦП «О развитии транспортной системы России на 2010–2020 годы» для реализации даже комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала средств хватает только на решение самых острых задач в целях обеспечения бесперебойной работы канала», – отметил эксперт.

По его мнению, решить вопрос капитального ремонта поможет принятие постановления правительства об утверждении объёма финансирования внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений. Нужна и современная нормативно-правовая база – сегодня учреждения работают по правилам и нормам, принятым ещё в советское время.

Пётр Ермолаев также отметил, что наибольшие сложности в надзорной деятельности вызывает недостаточная квалифицированность сотрудников. Так, по его словам, территориальные управления образованы на базе государственной речной судоходной инспекции, которая ранее надзором за гидротехническими сооружениями не занималась. Как следствие – руководители и инспекторы территориальных управлений, осуществляющие проверки гидротехнических сооружений, в основном не имеют специального образования и необходимых знаний в области гидротехнических сооружений.
«С целью устранения этих недостатков нами проводятся мероприятия по повышению квалификации инспекторов. Разработаны программы обучения. Приступили к разработке учебных фильмов для дистанционного обучения. Надеемся, что при содействии Росморречфлота в подведомственных ему учебных заведениях сможем организовать и провести обучение инспекторского состава на регулярной основе», – сказал Пётр Ермолаев.

Мария Штаева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30