07 декабря 2021 03:52

«Мобильная» стратегия

Вагоностроительные предприятия делают ставку на развитие инновационного подвижного состава

В конкурентной борьбе за клиента вагоностроители предлагают различные варианты действий – переходят на более короткие контракты, выпускают собственное литьё, снижают издержки. Но при этом крупные производители думают и о перспективе и инвестируют в разработку инновационных вагонов. О проблемах вагоностроительной отрасли, новых направлениях деятельности и государственной поддержке рассказал генеральный директор компании «РМ Рейл» Павел Овчинников.
Павел Овчинников, генеральный директор компании «РМ Рейл»
– С какими основными проблемами столкнулись вагоностроители в уходящем году?
– Все проблемы отошли на второй план перед обрушением рынка подвижного состава. Более чем 40-процентное падение производства вагонов – со 115 до 70 тыс. единиц в СНГ – это, безусловно, тяжёлый удар по отрасли. Но не всё так безнадёжно. Структура спроса снижалась неравномерно: произошло перенасыщение рынка универсального парка, но отчётливо проявилась другая тенденция – повышение интереса к специализированным вагонам. Вслед за ростом эффективности тех или иных отраслей возникают и более высокие требования к подвижному составу для её перевозки – теперь производители уделяют внимание сохранности продукции, надёжности и экономичности транспортировки.
Поэтому в самом начале года мы отказались от выпуска полувагонов и перешли на специализированный парк. Мы очень внимательно следили за спросом в узких сегментах и мобильно перестраивали производство. Например, в начале года спросом пользовались цистерны для нефти и нефтепродуктов, позже возникла потребность в цистернах для перевозки сжиженных газов и специальных химических грузов – серной, соляной, аммиачной, фенольной кислот. Сегодня мы обращаем внимание на хопперы: существующий парк устаревший, и хопперы – зерновозы, минераловозы и цементовозы – снова будут востребованы. Мы также следим за тенденциями в производстве продукции, чтобы спрогнозировать те или иные потребности в специализированном подвижном составе и вовремя предложить новые модели вагонов для их перевозки.
Очевидно, что фокус сегодня смещается от производства в сторону разработки новых моделей, повышения гибкости производства. Такая «мобильная» стратегия себя полностью оправдала. Выиграет тот производитель, который сможет больше внедрять новых моделей или производить одновременно разные виды вагонов. Мы так перестроили свои потоки, что одновременно можем выпускать линейку из пяти моделей.

– В состав «РМ Рейл» входит и ремонтная компания «ВКМ-Сервис», которой, казалось бы, было бы выгодно иметь постоянную работу. Но, получается, инновационные вагоны у неё хлеб отнимают...
– Дело не в загрузке конкретного сервисного предприятия. Мы смотрим на функционирование рынка более широко – чтобы экономические стимулы были направлены на оздоровление рынка в целом: обновление парка вагонов, снижение нагрузки на сеть и повышение скоростей движения. Эти стимулы должны охватывать всех игроков рынка – вагоностроителей, владельцев грузов, но главное – операторов подвижного состава, снижая логистические затраты и тем самым создавая спрос на инновационные вагоны. Безусловно, рынок нуждается в новом инновационном подвижном составе, но для его производства требуются и гораздо большие затраты. Неограниченное продление срока службы грузовых вагонов работало как антистимул для операторов. Поэтому меры поддержки со стороны государства, безусловно, необходимы, но они должны быть рыночными и в первую очередь стимулировать спрос на новые вагоны со стороны операторов подвижного состава, а также мотивировать их списывать старый парк. Никаким административным образом такие вагоны на сеть не «загнать».

– А как государство поддерживает вас как производителей в разработке инновационных вагонов?
– Три года назад президент страны поставил задачу перед государственными корпорациями и акционерными обществами разработать и реализовать программу инновационного развития промышленности. Министерство образования и науки инициировало работу по поддержке кооперации производства и высшей школы. По результатам конкурса мы получили субсидии на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства. Между «РМ Рейл Рузхиммаш», Министерством образования и науки и Петербургским государственным университетом путей сообщения было заключено соглашение о разработке и создании вагонных тележек и инновационного подвижного состава нового поколения. Финансировался проект на паритетных началах из государственного бюджета и средств нашей компании.
Результатом проекта стала разработка трёх инновационных тележек. Первая – «Тяжеловоз 18-9889» с нагрузкой 27 тонн на ось, первую плавку её узлов мы недавно произвели. Вторая тележка модели 18-9890 с нагрузкой 20 тонн на ось позволяет достигать скорости 140 км/ч. Это актуально для развития скоростного грузового движения, которое намечено в стратегии ОАО «РЖД». И третья тележка – с низким воздействием на путь: здесь предусмотрены оригинальные конструктивные решения, которые гасят динамические нагрузки на колею, снижают затраты на тягу поездов.

– Отвечают ли ваши разработки критериям инновационности грузовых вагонов ОАО «РЖД»?
– «Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» до 2020 года» обозначает вектор рынка, на который мы ориентируемся в своей инвестиционной программе. При этом хочу подчеркнуть, что инновационность необходимо толковать шире, включая в неё не только повышенную грузоподъёмность, но и другие технические решения, которые повышают экономичность эксплуатации вагонов и содержания инфраструктуры. Серьёзной проблемой, препятствующей более активному внедрению подвижного состава нового поколения, остаётся отсутствие единого стандарта на узлы инновационной тележки. Наличие унифицированных узлов и деталей позволит сохранить на сети техническое разнообразие конструкций при высокой ремонтопригодности. А для этого нужна конкуренция технических идей на рынке. Она возникает, когда созданы равные условия доступа на сеть для всех производителей.

Беседовала Светлана Кускова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31