16 июня 2021 22:51

Взаимная ответственность

Пригородные перевозки могут успешно развиваться только при поддержке государства

Одной из главных целей реформы железнодорожного транспорта России стал отказ от перекрёстного субсидирования пригородных пассажирских перевозок за счёт грузовых. Во всём мире пригородный железнодорожный транспорт является убыточным и поддерживается государством, однако во времена МПС России «содержание» электричек лежало на плечах грузоотправителей, то есть бизнеса.
Анатолий Мещеряков, статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД»
С ходом реформы железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» перестало быть перевозчиком в пригородном сообщении, вместо одной компании совместно с регионами были созданы 26 пригородных пассажирских компаний (ППК). Соответственно и экономика пригородных перевозок изменилась: Правительство РФ поручило регионам ограничить рост тарифов и полностью компенсировать потери перевозчиков за счёт средств региональных бюджетов.

Теперь регион заключает с пригородными компаниями госконтракт на перевозку и устанавливает социально-ориентированный тариф – это политическая воля местных властей, заинтересованных в доступности пригородных перевозок для жителей региона. Разница между себестоимостью перевозки и ценой проезда для населения должна возмещаться железнодорожникам из региональных бюджетов. Это распространённая мировая практика: например, в Германии федеральное правительство и земли также субсидируют перевозчиков (выделяя на это порядка 7 млрд евро в год, что превышает 250 млрд рублей!), а во Франции регионы закупают новейшие электрички и отдают их в управление перевозчикам. Похожие механизмы поддержки действуют в большинстве европейских стран, в Северной и Латинской Америке.

В России же пригородными компаниями в 2013 году заключено 95 договоров на организацию транспортного обслуживания населения с 72 субъектами РФ. Однако полностью компенсируют убытки от социальных перевозок только 8 регионов. Ещё в пяти субсидии не требуются, там пригородные перевозки носят безубыточный характер (но только с учётом льготного тарифа на инфраструктуру для ППК). Особенно это касается двух столиц: российские мегаполисы растут быстрыми темпами, образуя агломерации, которые формируют колоссальный поток пригородных перевозок.

Таким образом, в текущем году безубыточная деятельность пригородных перевозчиков ожидается в 13 регионах: Москва и Санкт-Петербург, республики Адыгея и Коми, Красноярский край, Московская, Астраханская, Рязанская, Сахалинская, Самарская, Волгоградская, Новосибирская и Тюменская области. Ещё 4 региона с учётом последних поправок региональных бюджетов также обеспечат безубыточную деятельность – Пермский край, Республика Хакасия, Алтайский край и Омская область. Шесть регионов близки к полной компенсации выпадающих доходов – Оренбургская область, Республика Башкортостан, Кемеровская область, ХМАО, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан. В 9 субъектах РФ компенсируются более 50% объёма необходимых средств.

ОАО «Российские железные дороги» выражает глубочайшую благодарность руководителям этих регионов за их внимание к проблемам транспортной отрасли и готовность развивать железнодорожные пригородные перевозки как самый безопасный, массовый и доступный вид транспорта. Мы можем привести этот сегмент перевозок в соответствие с современными требованиями только в сотрудничестве с властями и при финансовой поддержке государства.

Развитие пригородных железнодорожных перевозок – это сфера ответственности как пригородных компаний и владельца инфраструктуры, так и региональных властей, к компетенции которых относится решение вопросов финансирования. Во всём мире пригородные перевозки являются частью социальной политики государства, без участия властей пригородные перевозки прекращаются. Конечно, властям российских регионов хватает и других забот, но там, где губернаторы находят средства на поддержку электричек, это сразу видно: транспортная система развивается гармонично, деньги направляются на обновление подвижного состава и улучшение сервисов.

К сожалению, поручение правительства выполняется далеко не всеми. Проблемных регионов с точки зрения выполнения обязательств перед железнодорожниками стабильно больше половины: в 39 субъектах компенсируют менее 50% убытков, а в двух регионах компенсаций не предусмотрено вообще: это Вологодская и Ленинградская области.

В целом по стране ожидаемые убытки от осуществления пригородных пассажирских перевозок в 2013 году составят 16,8 млрд руб., при этом в региональных бюджетах на 2013 год предусмотрены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в объёме 8 млрд руб. (сравните это с 7 млрд евро, которые направляются в Германию).

Что делать железнодорожникам в такой ситуации, кроме как судиться с регионами-неплательщиками? И в 2013 году предъявлено 26 исков на общую сумму 2,2 млрд руб. Выиграно 6 судебных дел в отношении пяти регионов, при этом по трём искам вынесены судебные акты в трёх инстанциях.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30