24 июня 2021 15:13

Найден способ повышения износостойкости двигателей

По мнению специалистов отрасли, применяемая сейчас в локомотивных депо технология шлифования коллекторов тяговых электродвигателей имеет целый ряд недостатков.
Например, при этой операции зёрна абразивного инструмента часто попадают в материал рабочей поверхности коллектора, что существенно повышает износ пластин и щёток.

Кроме того, вследствие деформации подчас образуется разница в диаметрах коллекторов ремонтируемых двигателей, из-за чего трудно обеспечить плотное прилегание абразивного материала к шлифуемой поверхности. А значит, снижается и качество обработки.

К тому же шлифовальные и полировальные бруски имеют свойство быстро «засаливаться», что также ухудшает качество восстановления деталей.

Решение проблемы нашли учёные Омского государственного университета путей сообщения, предложившие использовать при ремонте электродвигателей метод ударно-акустической обработки. Он является одним из способов поверхностно-пластического деформирования материалов, улучшающих физико-механические свойства поверхностного слоя.

По данной технологии инструмент, колеблющийся с ультразвуковой частотой, воздействует на обрабатываемую деталь, на которую подаётся специальная суспензия. Она состоит из керосина и внедряемой на поверхность коллектора твёрдой смазки.

Как показали проведённые в вузе исследования, при этом на поверхности металла (обычно меди) создаётся защитная окисная плёнка, повышающая её износостойкость.

В свою очередь, остаточные напряжения сжатия, образующиеся при работе инструмента, положительно отражаются на конструктивной прочности обрабатываемого материала. Также повышается его теплопроводность, что важно для экономичной эксплуатации электродвигателей.

А самое главное, в ходе экспериментов учёные установили, что износостойкость коллекторной меди после ударно-акустической обработки по сравнению со шлифованием повышается в 2,5-4 раза. Поэтому сотрудники университета рекомендовали данный метод для применения в качестве способа окончательной обработки рабочей поверхности коллекторов тяговых электродвигателей в условиях локомотиворемонтных депо.

Однако при этом важно использовать оптимальные режимы работы оборудования, полученные в результате экспериментальных исследований, проведённых в ОмГУПСе. В этом случае повышается эффективность восстановления деталей локомотивов.

Андрей Стрельцов
Омск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30