13 июня 2021 10:53

Опыт обслуживания локомотивов поможет при ремонте вагонов

За время существования ОАО «РЖД» некачественный ремонт грузовых вагонов сократился на 10–15%. Об этом свидетельствует сокращение технологических отцепок – их стало гораздо меньше, чем десять лет назад. Но есть возможность ещё снизить стоимость жизненного цикла подвижного состава.
Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер ОАО «Федеральная грузовая компания» Сергей Порядин, наряду со значительным улучшением качества ремонта подвижного состава норматив простоя вагонов в текущем отцепочном ремонте (ТОР) возрос с 19 часов до трёх суток. Когда в нынешнем году ОАО «ФГК» установило жёсткий контроль за обоснованностью фактически выполненных работ, удалось снизить стоимость ремонта одного вагона с 54 тыс. руб. в первом квартале до 36 тыс. руб.

Но это ещё не предел. Более того, есть случаи и необоснованной отцепки грузовых вагонов в ТОР. Ведь объективная мотивация к этому – получение дополнительного дохода – у эксплуатационных депо остаётся. В этой связи давно идёт дискуссия о целесообразности включения стоимости текущего отцепочного ремонта в тариф на перевозку. Сергей Порядин такую меру поддерживает. Из ремонтников «за» выступает, например, и генеральный директор ОАО «Вагоноремонтная компания-2» Михаил Сапетов. Но многие специалисты видят здесь определённую сложность в том, что при включении ТОР в тариф на перевозку будет трудно увязать новый и старый подвижной состав, стоимость ремонта которых существенно отличается.

Как считает ряд экспертов, преодолеть эту проблему можно, если перейти от ремонта вагонов к их сервисному обслуживанию, принципиально изменив схему взаимодействия владельцев подвижного состава и ремонтных предприятий. Так, как это сделало специализирующееся на сервисном обслуживании тягового подвижного состава ООО «ТМХ-Сервис». Которое в 2010 году в рамках пилотного проекта стало отвечать за обслуживание локомотивов на Восточно-Сибирской дороге, а теперь обслуживает более 5 тыс. локомотивов по всей сети.

Заместитель генерального директора ООО «ТМХ-Сервис» Сергей Лянгасов отмечает, что три года назад те же проблемы, которые сейчас не удаётся решить в вагонном хозяйстве, существовали и при обслуживании локомотивов. Ситуация изменилась, когда на рынок пришла сервисная компания, которая стала получать доход не за количество проведённых ремонтов и поставленных запчастей, а за то время, когда локомотивы находятся в готовности к эксплуатации.

В результате каждый год техническая готовность переданных «ТМХ-Сервис» локомотивов повышается в среднем на 5%, за счёт чего ежегодно высвобождается более 300 локомотивов. Связав в единую логистическую схему локомотиворемонтное депо и локомотиворемонтный завод, сервисной компании удалось сократить время крупного ремонта в депо в 4 раза и среднего ремонта на заводе – вдвое.

Сейчас сервисное обслуживание вагонов применяется в основном в отношении инновационного подвижного состава. Но если удастся распространить его на весь парк вагонов, то их простой в ремонте намного уменьшится, а стоимость жизненного цикла снизится.

Алексей Торба

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30