23 июня 2021 20:25

Отрасль работает стабильно

Для нашей страны с её огромными пространствами железные дороги имеют особое стратегическое значение, и от их бесперебойной, слаженной работы во многом зависит решение важнейших вопросов развития экономики, обороноспособности страны, обеспечение мобильности наших граждан. И, подводя итоги уходящего года, могу уверенно сказать, что железнодорожная отрасль работала стабильно и в полной мере отвечала возложенным на неё задачам.
Максим Соколов, министр транспорта Российской Федерации
Продолжилась реализация ранее запланированных инфраструктурных проектов, проводились мероприятия по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования железнодорожного транспорта. Хотя, конечно, в первой половине года у нас были определённые тревоги. Но в ходе совместной слаженной работы, за что я хочу поблагодарить коллег, и в первую очередь ОАО «РЖД», мы их успешно преодолели. Новый финансовый год, складывающаяся непростая экономическая ситуация, сложная конфигурация рынка транспортных услуг ставят перед отраслью новые задачи. И их решение должны в первую очередь предопределять именно наши совместные действия.

Хотелось бы отметить, что сделано в области совершенствования нормативно-правового регулирования отрасли. Государственной думой принят в первом чтении законопроект, которым вносятся изменения в основополагающие для отрасли законы – «О железнодорожном транспорте в РФ» и Устав железнодорожного транспорта. Его цель – адаптировать нормативную базу к новым условиям работы на основе десятилетнего опыта её применения.

И нам с вами предстоит непростая задача – доведение законопроекта до окончательного принятия Думой, учитывая то, что ряд субъектов рынка, которые участвуют в перевозке, не хотят что-либо менять в своих отношениях с ОАО «РЖД» и нести за это финансовую ответственность.

Говоря о решении технологических проблем железнодорожного транспорта путём совершенствования в первую очередь нашей нормативно-правовой базы, необходимо отметить, что в этом году Минтрансом была проведена комплексная актуализация правил перевозок грузов, принятых ещё МПС в 2003 году. Изданы приказы, актуализирующие перечень грузов, которые могут перевозиться в открытом подвижном составе, и правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов. Пока ещё эта работа не завершена в полном объёме. Мы пересматриваем правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа, приёмки грузов к перевозке, переадресовки грузов и др. И это, конечно, должно способствовать нормализации эксплуатационной обстановки на сети железных дорог.

Другим важным вопросом, требующим нормативного регулирования, является привлечение средств частных инвесторов в развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Могу сказать, что без системного решения этой задачи нам невозможно будет достичь тех показателей и реализовать те проекты, которые сегодня обозначены перед всеми нами и руководством страны.

Для решения поставленных проблем Минтрансом готовится законопроект, который снимает ограничения с оборота недвижимого имущества ОАО «РЖД», приобретённого после 1 января 2014 года, а также предусматривает положение о взаимодействии владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта с пользователями услуг на основе долгосрочных соглашений. Указанные изменения должны мотивировать частных инвесторов вкладывать средства в строительство и обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В уходящем году в условиях строгой экономии средств темпы строительства объектов железнодорожной инфраструктуры практически не снижались. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить железнодорожников за чёткое соблюдение сроков, стандартов качества строительства наших крупнейших транспортных объектов, в первую очередь предназначенных для обеспечения транспортного обслуживания Всемирной летней универсиады, которая прошла в Казани, ну и, конечно же, того события, к которому мы все уже практически готовы, – зимней Олимпиады в Сочи.

В наступающем году предстоит разворачивать строительство транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года и с учётом новых подходов к качеству пассажирских перевозок особое внимание, естественно, обратить на проекты развития Московского и, как следующий этап, Санкт-Петербургского транспортных узлов.

Также нам предстоит большая работа по исполнению поручений президента и правительства по выполнению мероприятий, предусмотренных сетевым планом-графиком проведения работ по определению основных параметров, направлений и механизмов реконструкции Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Мы здесь чётко понимаем, какие задачи стоят перед нами на следующий год и ближайшую трёхлетку. Кстати, в следующем году у нас большой юбилей – 40-летие БАМа, и я думаю, что мы тоже должны обозначить это как одно из важных событий наступающего года.

Правительством утверждена «дорожная карта» по развитию высокоскоростной магистрали. В ближайшее время нам всем необходимо завершить уточнение организационной финансовой модели высокоскоростного движения. И я хочу сказать, что три месяца будут решающими для дальнейшей судьбы этого проекта. И от того, насколько мы будем готовы защитить в правительстве финансово-экономические показатели модели, насколько нас поддержат губернаторы тех субъектов, по которым пройдёт эта будущая дорога, будут зависеть реальные сроки начала реализации проекта. Мы рассчитываем, что это произойдёт в 2014 году.

Необходимо отметить, что, несмотря на имеющиеся бюджетные ограничения, участие государства в развитии железнодорожной инфраструктуры остаётся достаточно существенным. И в настоящее время в различной стадии реализации за счёт средств федерального бюджета находится ряд важнейших проектов. О них уже было сказано, но хотел бы добавить, что, помимо подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, это ещё и строительство линии Лосево – Каменногорск в рамках проекта организации скоростного сообщения и выноса грузового движения на линии Санкт-Петербург – Бусловская. Надеемся, что в следующем году мы завершим основные работы по этому проекту.

Также это строительство станций девятого километра, строительство вторых путей на направлении Максим Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла, комплексное развитие Новороссийского транспортного узла, развитие участка Междуреченск – Тайшет, на которые также в этом году были найдены финансовые средства из федерального бюджета, развитие транспортного узла Находка-Восточная со строительством второго маневрового района, Мурманского транспортного узла со строительством новых железнодорожных подходов на левый берег залива.

Ну и, конечно же, как уже говорилось, одним из основных приоритетов для нас является развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла. Для этого мы консолидируем финансовые ресурсы на федеральном и субъектовом уровне, ОАО «РЖД» тоже активно участвует в этом процессе.

В прошлом месяце на заседании правительства были одобрены параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2014 год и период 2015–2016 годов. По итогам этого рассмотрения Минтрансу совместно с другими органами исполнительной власти и, естественно, ОАО «РЖД» поручено представить предложения по технологическому перевооружению объектов железнодорожного транспорта, в том числе с использованием современных научных и технологических разработок. И, по нашему мнению, при подготовке таких предложений в первую очередь должны найти отражение вопросы развития тяжеловесного движения, внедрения инновационного подвижного состава, современных автоматизированных систем управления технологическими процессами, применения технологии ГЛОНАСС для создания систем мониторинга объектов инфраструктуры и управления дорожным движением.

Конечно, принятые решения о нулевой индексации железнодорожных тарифов в 2014 году потребуют и от менеджмента компании, и от коллективов железных дорог, и в том числе от правительственных чиновников принятия дополнительных мер по повышению эффективности перевозочного процесса, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов.

Важнейшим направлением в грядущем году также должна стать актуализация стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. В августе этого года правительством были одобрены основные положения новой стратегии развития транспортной системы до этого периода, и сейчас мы должны привести в соответствие именно нашу железнодорожную стратегию, предусмотреть синхронизацию мероприятий по развитию сети железных дорог с инфраструктурами других видов транспорта, а также развитием регионов и промышленности.

Важное место в итогах уходящего года занимают результаты международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта. В текущем году был подписан ряд важных межправительственных и межведомственных соглашений, и в рамках их реализации потребуется актуализация нормативной базы, регулирующей правила и условия перевозки грузов в международном сообщении. В этом вопросе мы, конечно же, рассчитываем на нашу совместную работу, знания и опыт специалистов компании.

На повестке дня всегда важным, острым является вопрос обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта. В связи с этим правительством был разработан и утверждён план мероприятий по совершенствованию обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава. Реализация этого плана осуществляется Минтрансом во взаимодействии с ОАО «РЖД». В следующем году в качестве приоритетной задачи мы видим завершение выполнения всех организационно-технических мероприятий, предусмотренных этим планом, а также актуализацию Правил технической эксплуатации железных дорог и условий эксплуатации железнодорожных переездов в Российской Федерации.

Также мы считаем, что необходимо вернуться к вопросу о внесении в законодательную базу изменений по усилению мер ответственности в отношении лиц, которые допускают нарушения, снижают уровень безопасности. Я думаю, что мы с нашими коллегами по Государственной думе обсудим эти вопросы и выйдем на конструктивные предложения.

В рамках проводимых структурных реформ актуальным вопросом является повышение роли и участия ОАО «РЖД» в вопросах обеспечения мобилизационной готовности на железнодорожном транспорте. Эта тема требует формирования нового системного подхода, согласованного как с Министерством обороны, так и с Главным управлением специальных программ президента.

Отдельного внимания требуют вопросы поддержки и развития пассажирских перевозок. Министерство прекрасно понимает социальную значимость таких перевозок и принимает все зависящие от него меры по сохранению их доступности для широкого круга граждан нашей страны. В следующем году продолжится государственная поддержка пассажирского комплекса. Из федерального бюджета ОАО «РЖД» будет выделено более 24 млрд руб. на поддержку пригородных перевозок, а также более 23,5 млрд руб. на организацию перевозок в плацкартных и общих вагонах.

С учётом выделенных субсидий на дальнее следование обеспечивается операционная безубыточность деятельности Федеральной пассажирской компании, с связи с чем я хочу обратить особое внимание на сохранение таких социально значимых маршрутов, как Тында – Комсомольск, Томск – Белый Яр, и ряда других безальтернативных маршрутов. Поскольку законопроект об организации пассажирского железнодорожного сообщения тяжело проходит согласование на межведомственном уровне, министерство вышло с инициативой о вынесении его на заседание правительства в первой половине следующего года с целью окончательного определения подходов по мерам и методам государственной поддержки пассажирского комплекса.

Но независимо от результатов этого рассмотрения и прохождения законопроекта нам необходимо продолжить работу по повышению уровня участия и ответственности субъектов Российской Федерации в части пригородных перевозок. Ряд соглашений был подписан в этом году, я думаю, что в следующем году нам надо обязательно завершить эту работу, уже основываясь на новых нормативных документах.

Итоговое заседание правления компании проводится традиционно в преддверии Нового года – это замечательный, светлый праздник, связанный (так хочется верить) с исполнением всех наших желаний. В связи с этим хочу искренне пожелать миллионному коллективу компании реализации намеченных планов, новых трудовых достижений, мужества в предстоящем непростом году, а также благополучия в ваших семьях и крепкого здоровья! Отдельные слова благодарности ветеранам-железнодорожникам, чей доблестный труд способствовал становлению и развитию нашей отрасли, созданию мощной транспортной инфраструктуры!
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30