28 сентября 2021 07:55

В класс вместо смены

При обучении работников холдинга целесообразно присмотреться к европейскому опыту, предусматривающему занятия с отрывом от производства с обязательным применением тренажёрных комплексов и практические занятия на подвижном составе.
К такому мнению пришли главные инженеры центральных дирекций холдинга, собравшиеся на совет в Санкт-Петербурге.

Сегодня методику, которая действует в Европе, использует только Дирекция скоростного сообщения. Дважды в год все локомотивные бригады проходят 72-часовой курс обучения. На это время люди освобождаются от основной работы.
«Локомотивные бригады получают углублённые знания, – рассказал главный инженер дирекции Алексей Пашинин. – Занятия проходят с обязательным применением тренажёрных комплексов и практикой на подвижном составе. Такая форма обучения позволяет получить новые знания и повысить квалификацию. Это общепринятая мировая практика. Мы считаем, что она более прогрессивная, поскольку машинисты полностью и глубоко погружаются в изучение предмета, а это даёт лучшие результаты, чем при традиционных формах обучения».

Три дня локомотивные бригады, разбитые по группам в 8–10 человек, изучают теорию и отрабатывают практические навыки на тренажёрах.
«За всё время такого обучения серьёзных нарушений в поездной работе со стороны машинистов допущено не было, – подчеркнул Алексей Пашинин. – Эта форма показывает, что люди гораздо глубже и лучше усваивают материал».

По словам машинистов, работающих в Дирекции скоростного сообщения, практика отрыва от производства позволяет им комплексно изучить ту или иную тему и тут же отработать её на тренажёрах. «Мы воспринимаем свою учёбу как ту же работу, просто в эти дни мы собираемся группой и изучаем теорию, а также отрабатываем практику, – рассказал машинист Северо-Западной дирекции скоростного сообщения Сергей Городничев. – Понятное дело, что сидеть на занятиях, отработав смену, желания нет у любого работника, а здесь мы идём учиться так же, как если бы шли на работу. Такая форма хороша тем, что мы можем отработать на тренажёре различные нестандартные ситуации, обсудить их, найти верное решение. Это тоже даёт нам опыт. Даже когда один машинист занимается на тренажёре, остальные следят за процессом и участвуют в нём, обсуждают и находят верное решение. Это очень удобно и даёт комплексное представление. Кроме того, сама учёба так устроена, что преподаватели центра собирают данные с наших предприятий и, исходя из текущего положения дел, запросов, формируют учебную программу».

Этот метод, по признанию участников совета, эффективен и тем, что не создаёт отвлекающих факторов, как это часто происходит во время технической учёбы в депо или на предприятии. «Локомотивная бригада зачастую заканчивает работу в линейном пункте, а занятия проходят в депо, куда машинисты и их помощники вынуждены добираться после смены, – отметил главный инженер Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава дирекции Андрей Шарапов. – Люди выражают недовольство: после работы они должны отдыхать, а на самом деле вынуждены это время проводить на учёбе. А это два часа».

По словам главного инженера Октябрьской дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Александра Бурака, возникает вопрос об эффективности обучения, учёба превращается в формальность. «У нас нет такого ресурса, чтобы на каждый участок приехал преподаватель, – отметил он. – Этого не может сделать и машинист-инструктор, у которого колонна – 30 бригад, и они раскиданы по участкам. А это расстояние больше 100 км. Поэтому учёбу проводит либо начальник участка, либо мастер, в лучшем случае приедет руководитель среднего звена с базового предприятия».

Вместе с тем, как отмечалось на совете, в Дирекции скоростного сообщения около 80 локомотивных бригад, в то время как в других дирекциях их больше в разы. Таким образом, если говорить об обучении машинистов и их помощников, отрыв их от производства дважды в год может поставить под угрозу выполнение графика движения поездов либо создаст необходимость увеличивать штат. Поэтому здесь, возможно, следует применять комбинированный метод.

Так, в Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава проводят дистанционную техническую учёбу. Весь теоретический материал бригады изучают дома, к примеру, имея удалённый доступ к Сети. После этого проходят тестирование. Преподаватель или машинист-инструктор, контролирующие обучение, могут отследить, сколько времени машинист или помощник изучали материал, а также проанализировать результаты тестирования. «По результатам тестирования мы можем отслеживать, кого надо действительно оторвать от работы и хорошенько «прогнать» по учёбе», – рассказал Андрей Шарапов.

Вместе с тем машинисты Дирекции скоростного сообщения, ранее работавшие в моторвагонной дирекции, подчёркивают, что дистанционная форма, несмотря на её лояльное отношение к отдыху машиниста, не даёт главного – возможности непосредственно в процессе учёбы обсудить новую информацию и обменяться опытом с коллегами. «В дистанционной форме нет общения. Ведь одно дело – читать по удалённому доступу, когда даже спросить что-то не у кого, а совсем другое – узнать новую информацию и тут же её обсудить с коллегами и разрешить вопросы на месте», – считает Сергей Городничев.

Яна Позолотчикова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31