08 апреля 2020 12:29

Двойная тяга

Евгений Мясников считает, что учиться никогда не поздно

Машинист-инструктор Горхонского локомотивного оборотного депо Евгений Мясников когда-то пришёл на дорогу по стопам отца Александра Евгеньевича, а теперь уже сам служит примером для троих сыновей, двое из которых точно хотят стать железнодорожниками.
Плотно сбитый, со смуглым обветренным лицом, Евгений напоминает крепкого крестьянина, в руках которого спорится любая работа. Дашь такому косу в руки, и поведёт прогон уверенно и размашисто, топор – через несколько дней встанет сруб стайки для живности.
«Всё верно, крестьянских я корней, – улыбается Евгений. – Предки мои в этих таёжных местах появились тогда, когда в Бурятии о паровозах даже не слышали. Дед, Евгений Фёдорович, имел в Горхоне крепкое хозяйство. Его раскулачили во времена сплошной коллективизации: отобрали лошадей, коров, имущество. Имел подсобное хозяйство и мой отец. По его примеру и я держу коз, поросят, птицу. Есть и свой сенокосный надел, его мне отец передал».

Здоровое крестьянское начало в Евгении Мясникове вполне мирно уживается с его нынешней профессией. Да и кем ещё он мог стать в Горхоне в непростые девяностые? Коллективное сельское хозяйство катилось к закату, леспромхоз сворачивал объёмы, только железная дорога оставалась островком стабильности.
«После службы в Хабаровске сразу устроился в местный участок электроснабжения, несколько лет проработал электромонтёром. А потом решил стать машинистом, как отец», – рассказывает Евгений.

Старший Мясников к тому времени водил поезда уже более четверти века, считался одним из самых опытных машинистов. Когда в депо пришёл сын, Александр Евгеньевич уже был машинистом-инструктором. Азам профессии учили Евгения, что называется, двойной тягой: дома – отец, на работе – машинист Виктор Щербаков, первый официальный наставник.
«Тогда была немного другая система подготовки машинистов, так называемый бригадный метод обучения. Кандидата на должность помощника машиниста на месяц брали дублёром, и наставник в ходе поездок приобщал новичка к профессии путём наглядных уроков, а теорию приходилось учить дома. Мне эта система нравилась, я старался ничего не упустить, всё запомнить», – вспоминает Евгений.

Получив корочки помощника машиниста, Евгений Мясников ещё два года проработал вместе со своим наставником, многое у него взял.
«Всё, что я сейчас умею, – это от Виктора Семёновича да ещё от отца. Даже навыкам общения с людьми. Отец вообще как в воду глядел, что впереди у меня инструкторская работа, и частенько говорил: прежде чем учить чему-то других, нужно самому не просто быть в теме, а знать, как это сделать грамотно, профессионально, красиво», – рассказывает машинист-инструктор.

Эти уроки помогли ему неспешно, но уверенно делать профессиональную карьеру. Окончив курсы в Улан-Удэ, несколько лет отработал машинистом. Последние полтора года ездил без помощника. К тому времени поступил в Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта. А в 2011 году Евгения Мясникова назначили машинистом-инструктором – по сути, правой рукой начальника оборотного локомотивного депо.

Заместитель начальника Улан-Удэнского эксплуатационного локомотивного депо по кадрам и социальным вопросам Андрей Бондарь считает, что с назначением не ошиблись.
«На перегоне Горхон – Кижа есть сложный 18-тысячный перевал. Самостоятельно преодолеть его, чтобы добраться до стыковой станции Петровский Завод, грузовые поезда не могут. На выручку и приходят горхонские толкачи, едут двойной тягой. А от того, как они сработают, зависит сдача поездов на Забайкальскую дорогу. Отсюда и значение Горхонского депо для всей Восточно-Сибирской магистрали», – объясняет Андрей Бондарь. По его словам, на такой участок в помощь начальнику депо можно поставить только очень надёжного человека. Таким и оказался Мясников.

«Наши ребята не просто машинисты, которые едут по главному пути, оставляя за собой станцию за станцией. Для нас главное – помочь грузовым поездам как можно быстрее уехать на стык, а затем так же быстро вернуться в Горхон за следующим поездом, – рассказывает Евгений. – Без локомотива-толкача поезд весом даже в 4200 тонн уже не рискует отправиться на перевал. Одним словом, наше депо должно работать как самые точные часы».

Мясников говорит, ему здорово помогает то, что многих своих подчинённых знает с детства: с кем-то в школе учился, с кем-то по одним улицам бегал, а с младшим братом Эдуардом, который сейчас учится на машиниста, вообще ближе некуда.
«Знаю, как и с чем подойти к человеку, что и как сказать, – делится Евгений. – У нас же в локомотивных бригадах работают в основном местные. Замену тем, кто уходит на пенсию, опять же ищем в Горхоне или в соседних сёлах, где тоже многих знаем – в первую очередь можно на человека положиться или нет. Цена кадровой ошибки у нас очень высока. Железная дорога любит не только быструю реакцию, но и выносливость».

Между тем и в семье Евгения Мясникова подрастает смена. Старший сын, Андрей, собрался на следующий год поступать в Иркутский государственный университет путей сообщения. В ту же сторону посматривает и средний – Алексей, который хочет изучать локомотивное хозяйство. А лет через пять определится с выбором и младший сын – Александр, названный в честь деда-машиниста.
«Вообще может получиться так, что мы с сыновьями вместе будем учиться в вузе: тоже собираюсь получить высшее профессиональное образование. Раньше, конечно, нужно было об этом подумать, но что уж теперь», – немного смущённо улыбается Евгений.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Улан-Удэ
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30