01 октября 2020 08:06

Новый путеизмеритель вошёл в сотню лучших товаров России

Опытный образец нового путеизмерителя СПК ЧС200, уже эксплуатируемый на Горьковской дороге, стал дипломантом конкурса «100 лучших товаров России – 2013».
При растущих скоростях движения поездов, а особенно с появлением высокоскоростных магистралей, сеть стала нуждаться в новом высокотехнологичном оборудовании автоматизированного контроля состояния пути. И уже в 2012 году по поручению старшего вице-президента – главного инженера ОАО «РЖД» Валентина Гапановича началось его проектирование.

Оно проходило под руководством департамента технической политики ОАО «РЖД» с участием Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства компании (ПКБ ЦТ). На разных этапах проектирования в нём участвовали Инжиниринговый центр – филиал ОАО «Желдорреммаш», поставщик измерительного оборудования ЗАО «НПЦ «ИНФОТРАНС» и Ярославский электровозоремонтный завод им. Б.П. Бещева.

Им предстояло создать уникальный, не имеющий аналогов в мировой практике самоходный путеизмерительный комплекс. Он должен был работать на скоростях до 200 км/ч и с повышенной осевой нагрузкой на путь в 19,5 тс.

В начале реализации проекта была принята идея конструирования путеизмерителя на базе эксплуатируемой серии локомотива ЧС200. Однако его предстояло не просто переоснастить, а почти полностью переделать. Впервые в практике отечественного машиностроения были применены технологии, позволяющие в новой конструкции одновременно применять пневматическое и электродинамическое торможение. И это техническое новшество было не единственным.

В результате переоборудования на одной из секций локомотива ЧС200-008, получившей название диагностической, демонтировали локомотивное оборудование. Взамен его установили автоматизированную информационно-измерительную систему разработки ЗАО «НПЦ «ИНФОТРАНС», дополнительное электрооборудование для её энергоснабжения, служебный модуль, систему жизнеобеспечения экипажа.

Ещё одна техническая сложность создания новой конструкции была в том, что вести измерения на высоких скоростях можно было только бесконтактным методом. Кроме того, она должна была надёжно работать в любое время года в диапазоне температур от –40 до +55 градусов. Выход был найден – впервые в России было разработано устройство на основе лазерных сканеров и инерциальной навигационной системы.
«Специалисты ПКБ ЦТ, несмотря на сжатые сроки реализации проекта, поставили себе непростые задачи. Измерительный комплекс должен не только обеспечивать контроль во всём диапазоне рабочих скоростей, но и удовлетворять критериям всепогодности и габаритов, установленных на путях общего пользования. До его создания все аналогичные бесконтактные средства диагностики, в том числе и зарубежные, как правило, не работали зимой или при осадках. Для условий России, и особенно для Октябрьской дороги – полигона эксплуатации опытного образца, – это слишком жёсткое ограничение», – объясняет директор Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Юрий Попов.

Комплекс при необходимости можно дооснастить дополнительными системами контроля путевой инфраструктуры – пространственного сканирования, видеоконтроля рельсошпальной решётки и другими.

Опытный образец прошёл полный цикл испытаний во всём диапазоне рабочих скоростей от 20 до 200 км/ч. Их проводили в два этапа на участках Северной и Октябрьской магистралей. Величины погрешности измерения основных параметров геометрии рельсовой колеи, полученные при тестировании конструкции, оказались существенно меньше, чем установлено техническим заданием.
«Измерения СПК ЧС200 продольного профиля показывают, что система контроля с высокой точностью измеряет продольный профиль пути даже на больших скоростях. Полученная точность измерения 2 см на 1 км пути как минимум не уступает геодезической 5 см на 1 км», – рассказал начальник отдела модернизации оборудования ПКБ ЦТ Максим Вохменцев.

Подсистема дистанционной передачи данных, установленная на СПК ЧС200, даёт возможность при движении передавать сведения по обнаруженным отклонениям в содержании пути непосредственно тому подразделению, которое обслуживает конкретный участок. По опасным отклонениям, требующим ограничения скорости, – дополнительно ещё и диспетчеру. Наличие такой подсистемы особенно важно для путеизмерительного комплекса, работающего на скоростях до 200 км/ч.
«Основные особенности системы управления комплексом – максимальная автоматизация работы и обслуживание минимальным экипажем – заложены изначально. Сенсорный пульт управления делает простым и наглядным весь процесс управления автоматизированной информационно-измерительной системой СПК ЧС200», – поясняет Юрий Попов.

Достоинства нового комплекса уже высоко оценены в России и на международных выставках.

Презентация СПК ЧС200 была проведена в ноябре прошлого года на площадке железнодорожной техники выставочного комплекса ОАО «РЖД» на Рижском вокзале. В сентябре этого года самоходный путеизмерительный комплекс принимал участие в IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий «ЭКСПО-1520». А в ноябре он удостоен статуса дипломант по итогам программы Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России – 2013».

Можно быть уверенными, что это не последняя его награда и высокая оценка колоссального труда конструкторов, проектировщиков и рабочих. А самое главное – комплекс уже работает на сети и при необходимости может поступить в серийное производство.

Валерий Осипов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31