19 сентября 2020 12:05

Полезная акустика

По данным специалистов отрасли, электрокоррозия ежегодно повреждает сотни железнодорожных опор контактной сети.
При этом бетон разрушается в их внутренних слоях, представляющих собой цементно-песчаный раствор. Этот пористый материал под действием температурных напряжений через несколько циклов замораживания и оттаивания начинает трескаться, что снижает несущую способность конструкций. Причём обнаружить такие повреждения довольно трудно, поскольку чаще всего трещины в бетоне образуются в подземной части столбов.

Для решения проблемы учёные Омского государственного университета путей сообщения предложили использовать метод, основанный на связи прочностных показателей бетона со скоростью распространения в нём ультразвука. Для измерений можно применять, например, хорошо себя зарекомендовавший при исследовании различных строительных конструкций прибор-тестер УК-1401. На его дисплей будут выводиться результаты расчёта скорости прохождения продольных акустических волн в поверхностном слое материала опор контактной сети.

Если на пути ультразвука окажется какое-либо нарушение структуры бетона, например пустота или трещина, то волна придёт на приёмник с запозданием по сравнению с местом, где подобные дефекты отсутствуют. Таким образом, сравнивая интервалы времени прохождения волн по всей опоре, можно будет довольно точно определить её состояние, в том числе и в подземной части.

Современные диагностические приборы позволяют вести данные исследования при скорости распространения ультразвука 10 м/сек., что значительно снижает время на обследование конструкций. Кроме того, осмотр объектов инфраструктуры можно будет проводить при температурах в диапазоне от минус 20 до плюс 45 градусов и относительной влажности воздуха 80%.

По мнению сотрудников университета, предлагаемый ультразвуковой метод хорошо дополнит визуальный, индуктивный, электрохимический и вибрационный способы обследования опор контактной сети, которые применяются сейчас на железных дорогах. В отличие от них новый метод менее трудоёмок, к тому же он существенно сокращает время на проверку состояния конструкций.

Поэтому с его помощью удастся получать достоверную информацию о подземной части опоры контактной сети электрифицированных линий без проведения раскопок. Это, в свою очередь, позволит избежать перерывов в графике движения при осмотре объектов инфраструктуры. Одновременно повысится надёжность эксплуатации магистралей и возрастёт безопасность движения поездов.

Андрей Стрельцов
Омск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31