01 октября 2020 06:29

Разумный баланс

Актуализированный показатель оборота вагона даст более объективную оценку перевозочному процессу

Изменения в технологии работы, связанные с переходом грузовых вагонов в категорию приватных, оказали существенное влияние на систему качественных показателей эксплуатационной работы, и в первую очередь на ключевой параметр этой системы – оборот грузового вагона.
Павел Иванов, начальник Центральной дирекции управления движением
Применявшаяся многие годы система учёта, при которой не принадлежащие перевозчику вагоны при нахождении на путях необщего пользования исключались из расчёта рабочего парка и оборота, была оправданна, когда 90% парка являлось инвентарным, а несущественная группа приватных включала в себя специализированные вагоны с ограниченными полигонами и периодичностью курсирования.

Опыт работы в новых условиях показал, что ни один из показателей, как применяемых, так и предлагаемых на различных площадках, не обеспечивает столь широкий охват всех операций перевозочного процесса и их поэлементный анализ, как оборот грузового вагона, даже при изменении его имущественной принадлежности.

Так, маршрутная скорость грузового поезда не оценивает один из важнейших элементов технологического процесса – переработку транзитных вагонов на технических станциях, а участковая скорость охватывает только пятую часть времени оборота.

Основным преимуществом оборота вагона является его комплексность, то есть возможность оценить все элементы технологии – качество организации движения и работы всех категорий станций, использование инфраструктуры и подвижного состава, логистику гружёного и порожнего рейса.

В условиях работы с избыточным вагонным парком на сети ОАО «РЖД», принадлежащим различным собственникам, необходимо оценивать эффективность его использования в первую очередь в границах технологической ответственности компании, от момента приёма гружёного или порожнего вагона к перевозке до момента её окончания.

На сегодняшний день предлагаемый показатель имеет следующие параметры: в октябре текущего года его значение составило 11,9 суток, из которых 21% приходился на время в движении, 5% – на промежуточные станции, 49% – на технические (с переработкой и без переработки), а 24% – на станции погрузки и выгрузки без учёта нахождения на путях необщего пользования. При этом общий, классический оборот вагона в октябре выполнен на уровне 16,9 суток, из которых на станции погрузки и выгрузки с учётом простоев на подъездных путях пришлось 46%.

Применение нового подхода к определению оборота вагона позволяет дать более объективную оценку элементам перевозочного процесса, находящимся в сфере ответственности производственных дирекций и железных дорог, очистив её от влияния факторов, связанных с деятельностью операторов и собственников вагонов, а также отправителей и получателей.

С августа 2012 года Центральная дирекция управления движением в рамках отработки подходов к новому показателю приступила к его техническому нормированию с объявлением плановых параметров региональным дирекциям и соответствующим спросом за их выполнение.

Кроме того, была проведена работа по созданию соответствующей отчётности: на пилотном этапе она формировалась силами Центральной дирекции управления движением, а с сентября 2013 года ГВЦ предоставляет суточные отчёты о рабочем парке вагонов на инфраструктуре ОАО «РЖД», времени их оборота с детализацией по дорогам, родам подвижного состава и структуре.

Динамика рабочего парка после перехода к раздельному нормированию указывает на актуальность применяемых инструментов. По сравнению с августом 2012 года даже при увеличении рабочего парка на 76 тыс. вагонов, или на 7,6%, его доля на инфраструктуре ОАО «РЖД» сократилась с 69 до 65%, а на путях необщего пользования возросла с 31 до 35%.

В процессе отработки новой системы в целях обеспечения достоверности учёта перехода вагонов с одной инфраструктуры на другую были определены основные принципы, которые необходимо реализовать в информационных системах путём установления логического контроля. Например:
– гружёный или порожний вагон может быть отнесён по учёту за инфраструктурой необщего пользования только на станции своего назначения;
– количество вагонов, учтённых на подъездном пути, не должно превышать его вместимость, которую необходимо фиксировать в договорах с ветвевладельцами;
– вагон может учитываться на подъездном пути, если время его нахождения не ниже нормативного времени на погрузку или выгрузку (то есть не может находиться на пути необщего пользования с 17 час. 59 мин. до 18 час. 01 мин. по московскому времени);
– вагон может быть учтён как поданный или выведенный с подъездного пути только с учётом времени, необходимого для проведения этих операций (то есть вагон, прибывший в 17 час. 55 мин., не может быть подан в 17 час. 59 мин., если по технологии конкретной станции время на маневровую работу составляет 40 мин.).

В современных условиях работы показатель «оборот вагона в целом» имеет важнейшее значение в технологическом процессе эксплуатационной работы и используется для комплексной оценки эффективности работы вагонного парка и загрузки железнодорожной инфраструктуры независимо от её принадлежности.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31