19 июня 2021 08:51

Не там конкурируем

Страна работает в рыночной экономике. Но в нашем политическом истеблишменте сохраняется особое представление о конкуренции. Мол, она как неотъемлемая составная часть «руки рынка» расставит всё по местам, сделает товары и услуги дешевле.

Вот два примера, как действует конкуренция «у них» и «у нас». В Южной Корее есть крупнейший в стране и один из самых больших в мире металлургический комбинат компании POSCO. Но, несмотря на то что рельсы относятся к дефицитным товарам в мире, они их не выпускают. На вопрос делегации РЖД – почему, они ответили, что концентрируются на выпуске металла для автомобилей «Хёндэ» и намерены через развитие этого сегмента занять лидирующее положение в мире. Правительство решило, что пусть рельсами занимаются другие. Кстати, этот комбинат потребляет 20 млн тонн угля в год, и, несмотря на географическую близость, качественного российского угля там всего 800 тыс. тонн. Это скорее для подстраховки. Австралийское топливо худшего качества стоит $80 за тонну, а наше – $100. Эти $20 помогают побеждать им в конкурентной борьбе с иностранными металлургами. Российские участники перевозок всё никак не могут договориться между собой, как адекватно снизить цену и заработать больше на объёмах.

В то же время ФАС выставила огромные штрафы для тех операторов и ОАО «РЖД», которые «неконкурентными» методами предотвратили в 2011 году транспортный коллапс в Кузбассе и навели там порядок. В результате сейчас в регионе чуть ли не каждый месяц бьются всё новые и новые рекорды ежесуточной погрузки. То есть, по мнению российских чиновников, ответственных за эту сферу, получается так: пусть там вообще всё рухнет, но столп конкуренции должен стоять, несмотря ни на что.

Таким образом, вместо того чтобы помочь наладить эффективную транспортную цепочку, которая позволила бы конкурировать нашему транспортному комплексу в мире, принесла бы доход всей экономике, ей во имя какой-то идеи, наоборот, вставляются палки в колёса. Поэтому на недавно закончившейся конференции «Рынок транспортных услуг» и говорили, что конкуренция – это не самоцель и она может быть введена только там, где это возможно и где для этого предварительно подготовлены условия. В железнодорожном транспорте, в частности, это развитие инфраструктуры.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30