20 июня 2021 04:30

В будущем году дороги начнут переходить на цифровую связь

Сегодня назрела необходимость замены аналоговых систем технологической радиосвязи, используемых на сети, новыми, цифровыми. На устаревшем оборудовании невозможно реализовать набор функций, необходимых для динамичного совершенствования организации перевозочного процесса. По заданию Центральной станции связи ОАО «РЖД» без привлечения средств сети за короткий срок была создана и испытана современная система цифровой радиосвязи, удовлетворяющая текущим и перспективным требованиям.  
Дмитрий Ананьев, генеральный директор ООО «Пульсар-Телеком»
– Дмитрий Викторович, когда вы приступили к разработке новой системы связи?
– Полтора года назад. На создание системы «Цифровая технологическая связь стандарта DMR» в радиочастотном диапазоне 160 МГц ушло девять месяцев.

– Она уже прошла испытания?
– Да, в Дирекции связи Горьковской дороги на участке Владимир – Ковров с мая по июль прошли успешные испытания оборудования. С этого момента система введена в постоянную эксплуатацию.

– Какие перспективы открываются перед этой разработкой?
– Система DMR – это будущее поездной и станционной радиосвязи. Аналоговая связь себя изжила. Цифровая отвечает современным требованиям безопасности. Система предоставляет возможность передачи ответственных команд для управления движением и организации перевозочного процесса. Принцип цифровой передачи позволил добиться высокого качества голосовой связи без влияния помех. В системе организуются индивидуальные и групповые каналы связи. В старой системе таких возможностей нет. Там все локомотивы, настроенные на одну частоту, слышат друг друга. Если на линии несколько машин, можете себе представить, какой гвалт стоит в эфире. А ведь машинисту ещё надо распознать, какая передача касается его. В такой ситуации он должен отвлекаться на все указания диспетчера, а это небезопасно при интенсивном движении на сети.

– Можно сравнить её стоимость с зарубежными аналогами?
– Она почти в десять раз дешевле таких цифровых систем радиосвязи, как GSM-R, TETRA, которые производятся в Германии, Швейцарии, Китае, Италии.

– А какие достоинства есть у отечественной системы?
– По сравнению с аналоговой у неё в два раза больше каналов на тех же частотах. Она обладает неуязвимым щитом безопасности перед любой пиратской попыткой вмешаться в переговоры диспетчера и машиниста. Поездной диспетчер и дежурный по станции постоянно видят реальную скорость движения поездов и их точное положение. Появляются новые возможности для систем управления движением и организации перевозочного процесса благодаря постоянному гарантированному каналу передачи данных между каждым локомотивом и наземными средствами.

– Насколько система сложна в эксплуатации, не потребуется ли переучивать специалистов для работы с ней?
– У нас в Пензе есть центр, где мы проводим бесплатное обучение специалистов сети работе на новом оборудовании. Однако это необязательное условие. Профессионал, хорошо знающий принципы работы аналоговой системы радиосвязи, может самостоятельно обучиться работе на DMR, мы предоставляем всем дирекциям связи железных дорог соответствующую документацию.

– Каким образом будет налажено техническое обслуживание цифровой связи?
– Ремонт блоков системы в условиях ЦТУ нецелесообразен. В дирекциях связи дорог будет создан необходимый их запас, а вышедшие из строя будут отправляться на ремонт в региональные сервис-центры.

– Много ли времени займут демонтаж старого и установка нового оборудования?
– Собственно замена оборудования – несколько часов.

– Насколько велика дальность действия системы?
– 12–20 км в обе стороны от каждого ретранслятора в зависимости от мощности установленного передатчика и высоты антенной мачты.

– Имеются ли у новой системы принципиальные отличия от зарубежных аналогов?
– Зарубежные системы работают по принципу централизации. Их головные серверы управляют работой всей системы связи. При выходе из строя центрального сервера связь на всей сети валится. В сети DMR нашей разработки центральное оборудование выполняет лишь вспомогательные функции технического обслуживания. Если его отрезать, работоспособность сети сохранится. Наша система полностью отечественная – и программное обеспечение, и аппаратная часть. Систему отличает высокий уровень кибербезопасности. Это крайне важный фактор, учитывая стратегическую роль железных дорог.

– Эта система уже получила оценку руководства ОАО «РЖД»?
– Да, старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Александрович Гапанович дал высокую оценку нашей цифровой системе технологической радиосвязи стандарта DMR. Она будет постепенно внедряться на сети со следующего года.

– Насколько вы готовы обеспечить потребности компании?
– Наши мощности позволяют выпускать 10 тыс. стационарных и до 12 тыс. локомотивных радиостанций в год. Думаю, этого вполне достаточно на первых этапах переоснащения дорог цифровой радиосвязью.

Беседовал
Валерий Осипов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30