17 июня 2021 20:32

Зри в корень

Столь неравнодушной дискуссии по поводу реформы, как на ХI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство», не было уже давно. Очевидно, что реформа подошла к очередной развилке, когда надо принять решения по ряду системообразующих вопросов. Главный из них – это проблема самой модели рынка железнодорожных услуг, поскольку существующая система c перевозчиком без вагонов, но при великом множестве операторов не даёт ни технологической рациональности, ни экономической эффективности.

Будем откровенны: такой модели, какая на сегодня сложилась в России, не только нет нигде в мире, но и у нас она на заре реформирования никем никогда не планировалась. Программа реформы предусматривала создание конкурентного рынка в сфере перевозок – либо с полным разделением перевозочного и инфраструктурного видов деятельности, либо без этого. Но в последнем случае оговаривалось сохранение у ОАО «РЖД» порядка 40% вагонов.

Причём в обоих вариантах предписывалось обязательное дерегулирование тарифов в соответствии с избранной моделью, то есть везде, где есть внутриотраслевая, межвидовая или международная конкуренция транспортных услуг. Это естественно, потому что иначе в отрасли не будут созданы эффективные инвестиционные и антизатратные механизмы, а тогда в чём сам смысл реформы?

В ходе преобразований с выделением вагонов регуляторами был сделан шаг по пути выявления конкурентной составляющей в сегменте железнодорожных грузовых перевозок, и власть тогда занимала позицию, что необходимо и дальнейшее формирование условий для полного завершения этого процесса.

Но затем был сделан вывод о нецелесообразности выделения перевозок из ОАО «РЖД». При этом вопрос о том, почему тогда перевозчик должен оставаться без вагонов, просто повис в воздухе. А вместе с ним и другие ключевые вопросы: какова же должна быть всё-таки постоянная, а не переходная модель железнодорожного рынка и, соответственно, в каких сегментах необходимо дерегулировать тарифы и какую правовую регуляторику тогда нужно сформировать.

Сегодня большинство экспертов согласны в том, что для решения этих проблем необходимо восстановить действенное государственное управление реформой, дать чёткие установки с учётом полученного опыта и энергично их реализовать, невзирая на лоббирование каких-то более узких интересов кем бы то ни было.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30