01 октября 2020 07:02

Сказку создают душой

Профессия всю жизнь помогала Ивану Вдовину

Своё профессиональное образование Иван Вдовин получил в знаменитом железнодорожном техникуме имени А.А. Андреева. Однако судьба распорядилась так, что на стальную магистраль работать он так и не пришёл. Но связь с ней чувствует и сегодня и с удовольствием поддерживает добрые отношения с родным техникумом.
В квартиру Ивана Ивановича входишь, словно в сказочный лес. Резные оклады зеркал и картин, проёмы дверей и мебель ручной работы. Вот спускаются тяжёлые виноградные лозы, искусно вырезанные из цельного дерева. А вот из-за угла выглядывает кабан и тянет шею тщедушный верблюд. Эти персонажи сделаны самой природой, цепкий взгляд художника лишь сумел увидеть их в замысловатых корягах, попавшихся под ноги в лесу, сохранить их и показать другим.

Работа с деревом – одно из любимых его занятий. Но талантлив он во многом. А главный талант, пожалуй, – умение смотреть на жизнь с ожиданием чего-то нового и интересного, радоваться простым вещам. И тем ценнее это качество, что жизнь его никогда не баловала.

В семье было восемь детей. Они рано остались без отца. Старшей сестре было 16 лет, младшему брату – 16 дней, ему – 4 года. Тогда над семьёй нависло страшное слово «бедность». С тех пор прошло уже почти 90 лет, но Иван Иванович и сейчас с заметной грустью вспоминает о тех днях. Жили одиннадцать человек в одной комнате! Постоянные поиски заработка. Все дети рано пошли трудиться, чтобы семья не голодала.
– Я вот что подумал, – оживился вдруг Иван Иванович. – Первые мои попытки заработать связаны с железной дорогой. Я мальчишкой чернику продавал на Ярославском вокзале, потом пытался продать щавель в железнодорожную столовую. Но повар меня прогнал, а мне невдомёк было почему. А на что ему полкорзинки щавеля? Он его в котле и не найдёт потом.

В 1937 году выпускник 7-го класса Иван Вдовин поступил в железнодорожный техникум на отделение СЦБ.
– Учиться мне нравилось, – говорит Иван Иванович, – особенно любил физику. После 2-го курса были на практике, работали на участке между станциями Маленковская – Челюскинская Ярославской дороги. Чистили изоляторы на линии, копали траншеи для кабеля, меняли электроопоры. Однажды отдыхали возле путей и увидели, как из леса в сторону платформы прошла женщина. А через несколько минут услышали настойчивый детский плач. Пошли посмотреть и нашли завёрнутого в одеяло младенца. Хотели броситься вдогонку за той женщиной, но бесполезно, видимо, она уехала на проходившей электричке. Малыша мы отвезли в отделение милиции на Ярославском вокзале. Интересно, как сложилась его жизнь...

Ещё запомнилось, как ехали с практики из города Котельничи и мимо окон мелькали плакаты «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!». Голодные примчались в буфет на первой же остановке в Обираловке. Но в те годы во всех железнодорожных буфетах была одна закуска – тресковая печень. С тех пор её вкус всегда у меня ассоциировался с этим рекламным слоганом.

На последнем курсе четырём студентам пришла повестка в армию. Был конец 1940 года.
– Призывников со всего района привезли в Зелёный театр в парке Горького, – вспоминает фронтовик, – и с речью выступил генерал Городовиков. Он говорил, что армия – хорошая школа жизни, она научит спать у открытой форточки, так что не простудишься.

Служба затянулась на долгих шесть лет. Почти всю войну красноармеец Вдовин был на передовой, служил связистом. Вот где пригодилась его профессия! Новобранцы в большинстве и закона Ома не знали, а он был почти дипломированным специалистом. Не раз вспоминал добрым словом своих преподавателей.

В составе дивизии Иван Вдовин участвовал в освобождении городов Тихвин, Луга, Псков, Великий Новгород, Суоярви и Лоймола в Карелии. Школа жизни оказалась гораздо суровее, чем обещал генерал. И он твёрдо решил: вернётся домой, будет трудиться только там, где нет воинских званий и порядков. Ещё на фронте прочитал в газете, что на железной дороге вводятся погоны. Значит, по специальности ему не работать. И снова перед ним забрезжила давняя мечта – стать художником. Он с детства хорошо рисовал.

После долгих мытарств, поиска заработка в послевоенной Москве пришёл на студию «Союзмультфильм». В цех раскраски его взяли с удовольствием.
– Давали таблицу – какую деталь каким цветом красить, сиди и рисуй. Я попал в какой-то новый мир, красивый, сказочный. Вся студия, это около пятисот человек, занята в создании нескольких мультфильмов. Когда я пришёл, делали «Аленький цветочек», и моя работа началась с него.

Со временем он отважился показать и свои работы. Вечерами занимался живописью, учился. Через год по ходатайству режиссёра Бредиса Ламиса его перевели в более ответственный и творческий цех фазовки. Мультипликатор составляет движение персонажа, обозначает его действия в кадре. Все же промежуточные фазы этих движений создаются фазовщиком. В каждом движении рисуется семь фаз, чтобы оно было плавным и естественным. Скорость киноленты в аппарате составляет 24 кадра в секунду. Значит, для десятиминутного мультика готовят 14400 картинок. А если в кадре не один персонаж, то ещё больше.

Работа нравилась, но на хорошую жизнь заработка не хватало. Получали по 1200 руб. в месяц. Из них вычитался подоходный налог – 13%, налог на бездетность – 6%, партийные взносы – 3%, профсоюзные – 1%, взносы в ДОСААФ, Красный Крест, ещё подписка на «Правду» и даже билет на парад в Тушине был обязателен. На то, что оставалось, не разгуляешься. Килограмм картошки тогда стоил 25 руб.
– Но с каким увлечением мы трудились! – вспоминает Иван Иванович. – А без этого мультфильм и не получится. Сказку надо делать душой, а не одними руками. Вот посмотрите на наши мультфильмы тех лет. Герои говорят, как артисты, артикуляция полностью совпадает с текстом. Западные компании так не делают, да и наши сегодня. Очень трудоёмко. Вот и получается, что персонажи просто шлёпают губами, а не говорят.

А как нравились мультфильмы зрителям! Экскурсии на киностудию были расписаны надолго вперёд. Не только дети, но и взрослые с восторгом рассматривали любимых персонажей на целлулоиде.

На киностудии «Союзмультфильм» Иван Иванович дорос до начальника мультипликационного цеха. Многие из любимых всеми мультфильмов – это и его работа: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Конёк-Горбунок», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Полкан и Шавка»…

Были и курьёзные случаи. Каждый фильм принимал худсовет, представители Министерства кинематографии. И однажды картину завернули на финишном этапе. Комиссии показалось опасным, что в кадре количество зайчиков соответствует количеству республик СССР, а зайчики почти не одеты. Республики-то не могут изображаться бедными… Как ни убеждали цензоров, что связь тут весьма далёкая, но разрешения не получили.
– Для себя много рисовал, – рассказывает Иван Иванович, приоткрывая дверь в свою комнату, – вот тут можно посмотреть, где и как мы жили.

На стене целая коллекция картин с изображением маленьких деревенских домиков, дачи, построенной, кстати, полностью своими руками, тихих московских двориков. Иван Иванович и сегодня наведывается на ставшие родными улицы. Правда, это занятие грустное, всё там давно поменялось, ни одного знакомого лица. Приходит он и в Кучин переулок, в железнодорожный техникум. Здесь такие же мальчишки, каким он был много лет назад, так же увлекаются физикой и ездят на практику. А он охотно рассказывает им, как прожил жизнь, и делится главной своей заповедью – работа должна быть в удовольствие.

Конечно, просят его рассказать о войне. Уже на пенсии Иван Иванович засел за книгу воспоминаний. Свои записи озаглавил «Дневник по памяти». В них вся его жизнь, без прикрас и оценок, настоящая фотография времени в слове. Экземпляров книги всего несколько, и один из них Иван Иванович передал железнодорожному техникуму.

Он уверен, что молодёжи нужно знать о войне из первых уст. Сколько жизней она унесла и как гнула тех, кто выжил. Но если в человеке есть чувство красоты и любви, то погубить его ей не по силам. Он это знает точно.

Наталья Цыплева
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31