01 октября 2020 07:22

Учёные разработали приборы для контроля колёс электровозов

В последние годы серьёзной проблемой на сети железных дорог стал интенсивный износ гребней колёсных пар подвижного состава и боковой износ рельсов.
Одна из причин этого явления – повышенное давление в зоне контакта колеса с рельсом, вызванное несоответствием разности диаметров бандажей колёсных пар предъявляемым требованиям. Дело в том, что движение колёсных пар разных диаметров, механически связанных между собой, сопровождается их проскальзыванием относительно рельсов.

В соответствии с инструкциями разность диаметров бандажей не должна превышать 3 мм по кругу катания. Однако проконтролировать этот параметр весьма трудно, поскольку на отраслевых ремонтных предприятиях зачастую нет необходимых средств измерения.

К тому же существующие способы определения величины разности диаметров позволяют осуществлять подобный контроль лишь при выкатке колёсно-моторных блоков. В локомотивных депо диаметры бандажей колёсных пар по кругу катания замеряют стандартной скобой, но для этого требуется снимать кузов с электровоза, что отнимает много времени и требует больших усилий работников.

Сотрудники кафедры «Электрическая тяга» Уральского государственного университета путей сообщения смогли решить эту проблему. Для этого мы разработали новый малогабаритный электронный прибор для замера диаметров бандажей колёсных пар по кругу катания без выкатки из-под локомотива.

В отличие от аналогов, у которых измерительная скоба и датчики устанавливаются непосредственно на круг катания колеса, в новшестве их размещают на гребне. Такая конструкция позволила минимизировать влияние углового смещения измерительной скобы относительно торца колеса на результат измерений.

Прибор можно использовать для проверки колёсных пар диаметром от 910 до 1310 мм, точность контроля составляет 0,01 мм. Полученные данные затем передаются в электронную базу данных депо по учёту износа колёсных пар. Также их можно заносить в электронные паспорта каждого локомотива.

В базе данных хранится информация о толщинах гребня и бандажа, прокате, межбандажном расстоянии и диаметре колёс электровозов. Кроме того, созданная учёными уральского вуза компьютерная программа позволяет отслеживать динамику износа колёсных пар локомотивов и прогнозировать их техническое состояние на несколько месяцев вперёд. Это очень важно для планирования работы депо.

Поскольку разность диаметров влияет на использование ресурса бандажей колёсных пар до обточки, необходимо не допускать её выхода за установленную предельную величину. Чтобы решить эту задачу, сотрудники УрГУПСа разработали методики определения допустимой в эксплуатации разности диаметров бандажей как на одной колёсной паре, так и в комплекте, под всем локомотивом.

По нашему мнению, применение предлагаемых специалистами университета приборов и методов измерения параметров колёсных пар позволит снизить износ их гребней, а также головок рельсов. Это положительно отразится на безопасности движения поездов. Кроме того, существенно сократятся затраты на ремонт пути и обслуживание железнодорожного подвижного состава.

Александр Буйносов,
профессор кафедры
«Электрическая тяга» УрГУПСа
Екатеринбург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31