01 октября 2020 08:19

Расход топлива тепловозами определят с помощью ультразвука

Для энергосбережения и экономии дорогостоящих ресурсов очень важно наладить точный учёт потребляемого локомотивами горючего.
Однако используемые в настоящее время в отрасли в этих целях приборы не всегда обеспечивают необходимую точность измерений.

Решить проблему смогли специалисты пензенского научно-производственного объединения «Электромеханика». Сотрудники его специализированного конструкторского бюро разработали магнитные поплавковые датчики, позволяющие определять уровень топлива в баках тепловозов с погрешностью до 1 мм.

Начальник отдела предприятия Александр Рябухин сообщил, что в основе действия приборов лежит принцип магнитострикции. При этом для измерения уровня жидкости в резервуаре по диагонали устанавливают вертикальный волновод. Его верхняя часть, оснащённая поплавком с постоянным магнитом, размещается на внешней верхней поверхности бака, а нижний конец упирается в дно.

Затем в волновод подают ультразвуковой импульс и определяют время его отражения от дна. Зная данный параметр, можно точно судить о высоте расположения поплавка на волноводе, а значит, и об уровне жидкости в резервуаре.

Благодаря прочному стальному корпусу датчики обладают повышенной вандалоустойчивостью и очень долговечны даже при работе в агрессивной химической среде. Их средний срок службы достигает 15 лет при эксплуатации в диапазоне температур от минус 50 до плюс 60 градусов. Недавно эти высокоточные приборы были внесены в Государственный реестр средств измерений.

Вся полученная от них информация об уровне, температуре и плотности находящегося в баках топлива оперативно передаётся в комплекс регистрации параметров дизель-генераторной установки тепловозов. В дальнейшем она используется при анализе работы локомотивных бригад в ходе поездок.
А для лучшей организации ресурсосбережения в масштабах всего депо специалисты предприятия создали автоматизированную систему учёта расхода топлива, в которой могут храниться данные о параметрах движения локомотивов, объёмах поступившего на склады горючего, его остатках в баках и многое другое. Причём при обнаружении фактов несанкционированного слива топлива из баков тепловозов или перерасходе горючего в ходе поездок система автоматически формирует соответствующие отчёты.

С помощью данной информации руководители депо могут анализировать расход топлива каждым машинистом на любом локомотиве. Как уточнил Александр Рябухин, система включает также автоматизированные рабочие места «Оператор», «Теплотехник», «Руководитель», «Склад», «Мастер по обслуживанию» и «Администратор». А навигационно-диспетчерский контроль позволяет в реальном масштабе времени получать данные о параметрах движения тепловоза, наличии в нём топлива и его местоположении.

Андрей Стрельцов
Пенза

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31