01 октября 2020 07:28

Действовать на опережение

На Дальнем Востоке наращивают пропускные способности и сокращают лимитирующие участки

Развитие железнодорожной инфраструктуры на востоке страны является необходимым условием, с одной стороны, для дальнейшего освоения минерально-сырьевой базы Дальнего Востока и Сибири, с другой – для успешной реализации внешнеэкономических и внешнеполитических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Владимир Крапивный, главный инженер Дальневосточной дороги
– Владимир Антонович, как сегодня обстоят дела с перевозками по БАМу?
– Несмотря на то что финансовый кризис повлиял на объёмы перевозок в целом по сети, на Восточном полигоне налицо устойчивая тенденция роста грузопотока. В первую очередь это касается направления от Тайшета до Ванино. За последние пять лет грузонапряжённость на подходах к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу увеличилась в 2,5 раза – прежде всего за счёт терминала в бухте Мучке, который ввело в эксплуатацию ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». По результатам 11 месяцев 2013 года рост грузооборота сохранился – перевезено 106,5% к прошлогоднему периоду.
Перевозки в направлении портов Ванино и Совгавани продолжат увеличиваться. Наибольший прирост в ближайшие годы мы ожидаем благодаря отгрузке угля с Эльгинского разреза (до 12–14 млн тонн ежегодно) и железорудного концентрата с Тарыннахского месторождения в Якутии (4 млн
тонн).

– Какие меры запланированы для увеличения пропускных способностей и сокращения лимитирующих участков?
– Проект развития железных дорог на востоке страны можно разделить на две части. Первая относится к восточным направлениям северного широтного хода, или БАМа: Тында – Комсомольск-на-Амуре и Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре, вторая предполагает реконструкцию западных участков Байкало-Амурской магистрали.
Если говорить о первой части проекта, предусмотрены строительство 13 разъездов, удлинение приёмо-отправочных путей на 17 станциях, оборудование системой автоблокировки участка Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 512 км, завершение реконструкции станции Комсомольск-сортировочный, которая сейчас ведётся. Эта станция играет особую роль: здесь формируют и расформировывают поезда по нескольким направлениям: на Советскую Гавань, Новый Ургал, Волочаевку-2. Кроме того, обрабатываются поезда, подаваемые на соседнюю станцию Дзёмги, которая обслуживает крупнейший на Дальнем Востоке Комсомольский нефтеперерабатывающий завод.
С увеличением поездопотока модернизации также требует ремонтная база по обслуживанию локомотивного парка на полигоне от станции Таксимо до Совгавани.
Всё это финансирует ОАО «РЖД». Вложения, оцениваемые в сумму не менее 40 млрд руб., позволят уже к 2016 году увеличить ежегодные объёмы перевозимых грузов с 18,3 млн до 32,6 млн тонн.

– А что профинансирует федеральный бюджет?
– Реконструкцию западных участков БАМа (Тайшет – Тында, Тында – Бамовская) и восточной части Транссиба: Тайшет – Карымская – Хабаровск – Находка. Запланировано строительство 400 км дополнительных главных путей, 31 раздельного пункта, оборудование системой автоблокировки 180 км путей. Также будет построен Дабанский тоннель на Забайкальской магистрали, реконструированы большие и средние искусственные сооружения, ряд станций, в частности Уссурийск. Здесь необходимо внедрить технологию работы двухпарковой станции с учётом географии распределения грузопотока: в направлении сухопутных погранпереходов с КНДР, Китаем и портов на юге Приморья.
Эти меры позволят сократить до минимума лимитирующие места инфраструктуры, увеличить пропускную способность участков полигона и в перспективе освоить грузооборот объёмом 95 млн тонн. Что в свою очередь даст возможность масштабной разработки новых залежей полезных ископаемых. К примеру, Элегестского месторождения в Туве, откуда в адрес дальневосточных портов предполагается отгружать до 12 млн тонн угля в год.
Стоит отметить, что государство, вкладывая в развитие инфраструктуры 260 млрд руб. (из 562 млрд, которые требуются на усиление Восточного полигона), получит возврат средств в виде различных налоговых отчислений, в том числе от роста перевозок.

– Что дала реализация программы развития участка Комсомольск – Совгавань, которая началась в 2008 году?
– Эта программа продолжает реализовываться: строятся разъезды, двухпутные вставки, реконструируются действующие станции. Мы исключили ограничения скорости движения по лимитирующим перегонам, особенно там, где применялась и частично применяется сегодня технология подталкивания грузовых поездов локомотивами. По всем главным путям обеспечен безостановочный пропуск поездов повышенных веса и длины. К этой технологии шли пять лет. После того как 27 декабря прошлого года было открыто движение по обходному участку Оунэ – Высокогорная с новым Кузнецовским тоннелем, сразу пошли поезда весом 5600 тонн (до этого весовая норма была 4700 тыс.). За короткий промежуток времени подготовили путь с возможностью пропуска грузовых поездов со скоростью 60 км/ч.
Руководство РЖД поддержало наше предложение сохранить для эксплуатации старый участок пути Оунэ – Высокогорная со сложным планом и профилем, из-за чего он и являлся лимитирующим. Его используем для возврата локомотивов, которые участвуют в подталкивании грузовых поездов на перевальных участках, для вывоза порожнего подвижного состава из портов Ванино и Совгавани и для движения пассажирских поездов.

– Каков экономический эффект от введения в эксплуатацию нового Кузнецовского тоннеля?
– По итогам первого года ожидаем снижения расходов более чем на 320 млн руб., в том числе 53–54 млн руб. – благодаря экономии дизтоплива, 126,7 млн руб. – за счёт уменьшения числа занятых локомотивов. Раньше приходилось применять сложную технологию: на участке от Оунэ до станции Кузнецовский подталкивающий тепловоз ставили не только в хвост поезда, но и в голову.
Также ожидаем, что благодаря его эксплуатации в этом году в адрес получателей Ванино-Совгаванского узла будет перевезено грузов на 3,7 млн
тонн больше, чем в 2012-м.
Улучшены и качественные показатели. На участке Комсомольск-на-Амуре – Высокогорная значительно увеличен средний вес поезда (за 11 месяцев – до 3301 тонны, плюс составил 146,6 тонны), выросли среднесуточная производительность локомотива, участковая скорость.

– Что ещё в планах по увеличению веса поездов на БАМе? – На участке Таксимо – Тында протяжённостью 880 км организовываем вождение поездов консолидированным парком трёхсекционных тепловозов нового поколения 2ТЭ25А «Витязь». Это достаточно сложный полигон: встречаются не только руководящие уклоны, но и деформации земляного полотна, потому что его основание лежит на вечной мерзлоте. В ближайшее время сможем организовать на этом участке постоянное обращение грузовых поездов весом 5600 тонн по жёстким «ниткам» графика. В перспективе – увеличение весовой нормы.
Хотя перспективы вождения поездов повышенных массы и длины зависят не только от тепловозного хода. Участок Тайшет – Таксимо Восточно-Сибирской дороги электрифицирован, поэтому в планах обосновать возможность дальнейшей электрификации от Таксимо до Тынды. Сейчас работаем с руководством ОАО «РАО Энергетические системы Востока», чтобы определить программы долгосрочного усиления большой энергетики, объекты которой тяготеют к северному широтному ходу.

– Порой приходится слышать, что неразвитость железнодорожной инфраструктуры сдерживает реализацию других инвестпроектов, в частности по созданию в Совгавани особой портовой экономической зоны…
– Думаю, здесь есть некоторое лукавство. Объём инвестиций в Дальневосточную магистраль по среднесрочной программе ОАО «РЖД» на 2014–2016 годы определён в 52,5 млрд руб. А с учётом переходящих объектов к 2017 году будет введено основных производственных фондов на 62,5 млрд руб. Причём 66% инвестиционных средств пойдёт на снятие инфраструктурных ограничений по северному широтному ходу и Транссибу. Ещё 10% планируется потратить на приобретение нового тягового подвижного состава, 7% – на мероприятия по повышению безопасности движения поездов, остальные средства – на частичное обновление основных производственных фондов дирекций, расположенных в границах дороги, повышение транспортной доступности населения в Дальневосточном регионе и строительство технологического жилья. Приоритет при этом – создать условия для опережающего развития инфраструктуры.

Беседовал Павел Усов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31