01 октября 2020 07:54

Развитие идёт в горку

Завершилась первая очередь строительства сортировочного парка станции Лужская Октябрьской магистрали – сдали десять путей отправления.
«На этом участке первоначально отсыпали земляное полотно, сейчас оно отстаивается, а в дальнейшем здесь будет большая база пожарного и восстановительного поездов, – рассказывает заместитель главного инженера Октябрьской дороги по Санкт-Петербург-Витебскому региону Виктор Иванов. – Слева будет дежурный пункт района контактной сети. По своим масштабам – величине и объёму работы – Лужская однозначно войдёт в первую десятку, а может, и в первую пятёрку всех полутора тысяч станций сети».

Проектировщики ОАО «Ленгипротранс» вспоминают, что когда три-четыре года назад приехали сюда на осмотр, здесь была однопутка на деревянных шпалах военного времени, а в окно мотрисы били еловые лапы. «Какое-то время этот заросший участок даже был закрыт для движения поездов: деревья росли буквально в двух метрах от путей», – вспоминает главный инженер проекта ОАО «Ленгипротранс» Григорий Кунин.

Теперь лес остался разве что в районе Лужской-Восточной.

В кабинете начальника станции Дмитрия Суродина огромная схема будущего узла. Лужская – это несколько парков: Северный, Нефтяной, Генеральный, Восточный и Сортировочный. Последний – по сути, ворота узла, где начинается сортировка и распределение груза по номенклатурам на терминалы порта Усть-Луга, примыкающие к одному из перечисленных парков. Пока здесь можно увидеть лишь пути и огромные поля насыпи. А по планам проектировщиков развёрнутая длина путей только сортировrи составит более 100 км.

Порт Усть-Луга ежегодно прибавляет в грузообороте от 7% до 15%. За последние три-четыре года выгрузка по железнодорожной составляющей выросла в шесть раз. В ногу с портом должна развиваться и припортовая станция. По прогнозам, в этом году Лужская переработает 35–37 млн тонн грузов.

С учётом растущего грузопотока (к концу 2020-го на станцию будет прибывать до 90 поездов в сутки) внедрение на Лужской безбумажного документооборота и автоматизация процессов – насущная потребность. По словам Дмитрия Суродина, уже в будущем году вместо многочисленных сопроводительных бумаг на каждый поезд работники станции будут иметь дело с электронными документами на планшетных компьютерах.
«Живём в XXI веке, а работаем на счётах, хотя у всех стоят компьютеры! К концу года запустим пилотный проект, гружёные и порожние поезда – пока на коротком плече, между Киришами и Лужской – пойдут по безбумажной технологии, не будет ни вагонных листов, ни накладных, – делится планами начальник станции. – Приёмосдатчики, вагонники и операторы получат электронные ключи, цифровые подписи и с помощью планшетников смогут списывать составы прямо с поля, и не будет хождения по кабинетам. Только за счёт этого сэкономим до получаса».

А время простоя поезда стоит очень дорого. Накануне, когда порт со всеми терминалами встал из-за шторма, на подходах к Лужской было остановлено 15 поездов. Едва ветер стих и терминалы заработали, железнодорожникам пришлось за считанные часы выгрузить 1,8 тыс. вагонов.

В новом году на сортировочной горке начнётся монтаж немецкой системы автоматического роспуска вагонов, которая позволит выполнять эту операцию без участия оператора и машиниста. «Подведя состав на определённую позицию, машинист локомотива нажимает кнопку, и автоматизированная горочная система начинает производить роспуск, в зависимости от программы регулируя его скорость вплоть до полной остановки, – рассказывает Дмитрий Суродин. – Разработчики из компании Siemens даже не допускают такую возможность, что вагон не докатился: он катится до момента соприкосновения, а система обеспечивает скорость соударения до 3 км/ч. Это, в частности, даёт возможность роспуска с горки опасных грузов и даже сжиженного хлора. Нам в Швейцарии показывали, как распускали цистерны с этим опасным грузом: оператор при этом отвернулся, а потом встал и ушёл. Система обеспечивает прицельное торможение и в зависимости от веса состава рассчитывает, с каким ускорением надо произвести роспуск. Но самое главное – это будет единственная на сети горка с возможностью роспуска вагонов с опасным грузом.

Проектная мощность горки, которую планируется сдать к концу 2015-го, – 5 тыс. вагонов в сутки. Это, конечно, меньше, чем у некоторых крупных сортировочных станций, зато интервалы роспуска меньше, чем при традиционной системе. Исключён человеческий фактор.

После горки наступит очередь ввода подгорочного парка и парка приёма. Общее же развитие сортировочного парка должно завершиться в 2015 году.

Сейчас на Лужской работают около тысячи человек, а когда станция будет сдана полностью, здесь будет в три раза больше рабочих мест. В посёлке Усть-Луга, что в 10 км от Лужской, компания уже приобрела 60 квартир под технологическое жильё для сотрудников.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург
Фото Ивана Куртова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31